«Все идет изнутри»: как принять себя и сохранить сексуальность после удаления груди

31.08.2020

Мастэктомия (удаление груди) — один из способов лечения рака молочной железы. Эта операция меняет тело женщины. Внешние изменения она может воспринимать как утрату женственности и сексуальной привлекательности. 

Хирург-онколог, маммолог, кандидат медицинских наук Дмитрий Красножон и клинический психолог, онкопсихолог Светлана Малышева рассказали, какие еще сложности испытывают женщины после мастэктомии и как с ними можно справиться. 

Этот текст мы написали при поддержке бренда Etam, который запустил коллекцию послеоперационного белья YES!. В разработке коллекции принимали участие женщины, прошедшие через мастэктомию.

И красиво, и радикально

В каком случае при раке молочной железы удаляют грудь? Если есть возможность сохранить грудь, женщине предложат такой вариант. Врач обращает внимание на то, сможет ли он адекватно отступить от опухоли — не просто удалить ее, но и не оставить среди тканей молочной железы опухолевые клетки, а также сделать так, чтобы грудь после операции выглядела максимально естественно. Если эти параметры нельзя соблюсти, органосохраняющую операцию провести не получится. 

Например, пациентка — женщина с большим размером груди и маленькой опухолью. В этом случае мы можем сделать и красиво, и радикально. А может быть обратная ситуация: грудь небольшая, а опухоль крупная. Большую часть молочной железы нам придется удалить: если часть груди сохраним, будет некрасиво — смысл в такой операции нулевой, — поясняет Дмитрий Красножон. 

По словам Дмитрия, чаще всего мастэктомию выполняют при III стадии рака молочной железы в составе комбинированного лечения — химио- или лучевой терапии. 

После операции женщину ожидает восстановление — не всегда оно протекает легко. Прежде всего речь идет о психологических сложностях — многим женщинам сложно привыкнуть к своему изменившемуся телу: 48% участниц этого исследования чувствовали себя менее сексуально привлекательными после удаления груди.

«Боялась, что перестану нравиться себе»

Валерии 44 года, она живет в Москве и работает адвокатом. В 2015 году у женщины обнаружили рак молочной железы. 

По испуганным глазам врача еще до результата биопсии я все поняла. Но, конечно, когда мне сообщили, что образование в груди злокачественное, все равно была сбита с толку. Я всегда думала, что рак — болезнь пожилых, а когда тебе 38 лет, ты никак не ожидаешь найти у себя опухоль. В моей семье не было онкологических заболеваний, и у меня в голове засел шаблон, что рак — смертельная болезнь, — вспоминает Валерия. 

Опухоль была большая, и врачи приняли решение удалить грудь.

Сложно было пережить потерю волос и бровей — общество предъявляет женщине много требований, а я работала, встречалась с людьми, и мне не хотелось привлекать лишнего внимания. Я боялась, что после операции стану менее женственной, меня разлюбит муж, перестану нравиться себе. Был страх, что не смогу подобрать нижнее белье, — добавляет женщина. 

Вернуть ощущение женственности

Почему изменения после операции сложно принять? 

В нас живет некоторая идеальная я, которой мы хотим соответствовать, особенно сейчас — существует некий культ идеального тела и идеальной жизни. После мастэктомии происходит утрата не просто привычного для женщины внешнего вида, но и телесного образа — я. Теряется ощущение себя. Кто я теперь? Какая я? Проживание этой потери сопровождается разными эмоциями — стыдом, отчаянием, виной и страхом отвержения со стороны партнера. После диагноза сложности, которые уже были в семье, могут обостряться. В этом смысле нам, психологам, важно работать с парами. 

После диагноза прежняя жизнь уже не получается, а как жить дальше еще не понятно. Невозможно в один момент перестроиться, сформировать новое видение себя и мира, — поясняет Светлана Малышева. 

Помочь принять изменения, вернуть себе ощущение женственности и привлекательности может нижнее белье. 

Я периодически слышу истории женщин, которые после мастэктомии хранят свои бюстгальтеры, как символ прежней жизни, они напоминают о как будто утраченной женственности и красоте. После операции по удалению груди потребность в нижнем белье не исчезает. Наоборот, его роль возрастает, — уверена Светлана Малышева.

С ней согласен и онколог Дмитрий Красножон: эстетические чувства, которые вызывает красивое белье, помогут быстрее восстановиться после мастэктомии. 

После такой операции женщина может думать, что ей не доступны обычные женские радости, в том числе и красивое нижнее белье. Она будто уже не может себя отнести ко “всем остальным женщинам”. Возможность выбирать снимает эти ограничения — “я изменилась, но могу жить обычной жизнью”, — добавляет Светлана. 
 20200205_ETAMPostOp_MarinLaborne_Look_9_180-1.jpg

На что нужно обратить внимание при выборе белья после мастэктомии?

Прежде всего, белье должно быть удобным и нравиться женщине. Что еще важно?

  1. Удобный кармашек, в который можно легко поместить протез любого размера.

  2. Расширенные лямки. Протез может быть тяжелым, и лямки должны быть мягкими, не давить на плечи.

  3. Закрытый межгрудный промежуток — если женщина не хочет, чтобы был виден шов.

Дело не только в том, что женщины хотят скрыть факт операции от окружающих, они должны прежде всего нравиться себе в зеркале. Принцип такой же, как и при покупке любой одежды, — поясняет Дмитрий Красножон.

Коллекции белья для женщин, перенесших мастэктомию, можно найти и в интернете, и в розничных магазинах.

Белье для женщин после операции, в том числе мастэктомии, делают российские и импортные производители. Другое дело, что стоимость такого белья, как правило, высокая, — считает Дмитрий Красножон. 

Кроме того, зачастую производители забывают о том, что белье должно быть не только функциональным, но и красивым. 

Нам очень повезло, что женщины, прошедшие через мастэктомию, согласились поработать над коллекцией вместе с нашими французскими коллегами. “Белье должно быть красивым, потому что после операции хочется снова почувствовать себя женственной и сексуальной”, — первое, что сказали эти женщины. В итоге мы взяли 4 самых популярных модели из наших коллекций и адаптировали их к тем требованиям, которые предъявляются к послеоперационному белью, — поясняет Екатерина Петухова, бренд-менеджер компании Etam.
 20200205_ETAMPostOp_MarinLaborne_Capture_93.jpg

Пространство и время для переживаний

Светлана Малышева приводит и другие способы, которые могут помочь:

— Быть опорой самой себе — самый мощный ресурс. «В моей жизни раньше были сложные периоды, и я справлялась. Я могу сама на себя положиться. У меня есть близкие люди, они меня поддержат». 

— Надо помнить, что ценность внутреннего не меняется с изменением внешности. В этом ресурс на принятие — «я по-прежнему интересный человек, хороший друг, любящая мама или жена».

— Любым переживаниям нужны пространство и время. Стремиться к гармонии с собой стоит, но без насилия, не подгонять себя быстрее перешагнуть через болезненные эмоции. Нормально оплакивать утрату. Надо, чтобы прошли этапы отрицания, злости, может, даже отчаяния. Только после проживания всех этих эмоций появится ресурс для встречи с новой собой. 

— Нужно выбрать круг общения, в котором человек чувствует себя комфортно в данный момент — близким людям очень важно быть рядом — а потом постепенно расширять этот круг. 

— Не закрывайте внешнему миру дверь — есть пациентские организации, которые проводят группы взаимопомощи для женщин с онкологическим диагнозом, там можно получить понимание и поддержку, разделить страхи и тревоги. 

— Обратитесь к психологу, если чувствуете, что сами не можете справиться с ситуацией. 

Внутренняя работа

По словам Валерии, очень важно после операции быстрее вернуться к прежней жизни — от этого тоже зависит восстановление:

Я продолжала путешествовать, встречаться с друзьями, ходить в бассейн, заниматься спортом. Йога помогла мне реабилитироваться после операции. 

Через два года после операции я решила, что хочу замаскировать шрам татуировкой. Хотелось, чтобы рисунок был символичным. Тату-мастер предложила феникса, нарисовала потрясающий эскиз и я поняла — это то, что мне нужно. Реконструкцию делать не хочу — не сторонник дополнительных оперативных вмешательств в организм. 

Я поняла, что внешний вид — это, конечно, важно, но операция ничего не поменяла ни в моем восприятии себя, ни в том, как меня воспринимают другие люди. Мне кажется, что все идет изнутри. Даже красивые женщины с безупречной фигурой могут быть неуверенными в себе. Но принятию предшествовали несколько лет внутренней работы и встреч с психологом.



Поделиться с друзьями

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой записи

Оставить комментарий

Комментарий появится здесь после прохождения модерации и будет виден всем посетителям сайта. Пожалуйста, не включайте в текст комментария ваши личные данные (полные ФИО, возраст, город, должность), по которым вас можно идентифицировать.

Другие статьи по теме
Новые материалы