Море, живая музыка или питомец: что становится источником сил для людей во время сложного лечения
05.07.2024Иллюстрация Юлии Милицкой
Увидеть океан, сходить на джазовый концерт, завести собаку, начать вязать детские игрушки и даже основать свой бизнес. Что придает сил людям с онкологическими заболеваниями? Как они сами помогают себе во время сложного лечения, где находят ресурсы?
Этот материал продолжает серию статей о том, как поддержать человека, столкнувшегося с серьезным заболеванием. Каждый выпуск основан на реальных историях людей из разных городов России и даже других стран.
В первой части серии наши герои рассказали о словах, способных как приободрить человека во время лечения, так и наоборот — ранить его. Вторая часть — о поступках родственников, друзей и коллег, которые радовали и помогали преодолевать трудности. Третья часть — о собственных источниках вдохновения.
- Путешествия и поездки на море
52 года, Санкт-Петербург, 5 лет назад — рак сигмовидной кишки, сейчас — в процессе лечения рака молочной железы:
Во время первого рака на химиотерапии купила билеты в Рим и знала, что в конце лечения у меня будет награда! И это был кайф! Легче было долечиваться, когда впереди тебя ждет что-то радостное! Сейчас пока не могу себе позволить путешествия, нужно лечится и обследоваться. А так хотелось бы! Нужна какая-то «наградная коврижка», я это испытала на Риме.
Мечтаю поехать на море, но вряд ли. Впереди неизвестность, а это хуже всего. А по мелочи осуществляю свои желания: хочу в театр, иду в театр)) Для меня это тоже огромное количество положительных эмоций.
37 лет, Москва, рак шейки матки:
При возможности ездила в деревню, гуляла много. Хотелось единения с природой. Увидеть океан — эта мечта пока не осуществилась.
59 лет, Набережные Челны, рак прямой кишки:
Я очень хотела поехать на море, и после курса химиотерапии в октябре мы с сестрой полетели на море. Это очень вдохновило меня и дало толчок для дальнейшей жизни.
37 лет, Ростов-на-Дону, множественная миелома:
Было желание много путешествовать. В какой-то степени оно осуществляется. В моем регионе нет возможности сдавать анализ, контролирующий заболевание. Волей судьбы я была в Москве. Теперь собираюсь увидеть Санкт-Петербург.
До лечения было много планов. На определенное время их пришлось отложить. Я поняла, что желания осуществляются. Главное правильно их формулировать! Пусть ни в том темпе, как хотелось, но… Москва не сразу строилась. Какие наши годы.
42 года, Ульяновск, рак сигмовидной кишки:
Очень хотелось куда-нибудь поехать (я очень люблю это). В промежутке между курсами химии удалось съездить в Петербург с семьей, это вернуло ощущение нормальной жизни, веру в свои силы. Кажется, я даже гордилась собой, что на химии я все еще многое могу.
Я очень озадачилась своим физическим состоянием, летом много ездила на велосипеде, стала бегать (больше идти, но и немного бежать), в итоге к концу лета обнаружилось, что я точно стала выносливее, чем до болезни. Это, конечно, чувствовалось только в самые последние дни перед новым курсом химии, но все же.
Стала регулярно заниматься в спортзале — до этого всегда избегала любой нагрузки, кроме ходьбы и йоги. Каждый раз это давало чувство, что вот, я же могу и смогу еще лучше, и все получится.
39 лет, Москва, рак легкого:
Съездила отдохнуть с подругой без детей в крутое место, навестила старых друзей в другом городе. Скандинавская ходьба!
- Концерты и другие мероприятия
49 лет, Ростов-на-Дону, миелома:
Я находилась на лечении в Питере и старалась даже через силу ходить на джазовые концерты. Меня это так наполняло энергией, просто невероятно. Было иногда ощущение, что это простая командировка и я скоро поеду домой. И у меня все хорошо.
18 лет, Казахстан, рак шейки матки:
Я посещала много мероприятий, которые позволяли мне помнить о том, что я все еще живу и если буду лечиться и бороться, то есть шанс наслаждаться всем этим немного дольше. Но я не делала чего-то такого, о чем давно мечтала. Я оставила это на период выздоровления. Ммм, не удалось стать матерью еще раз, но «яжмать», слава Богу, в моей жизни было, я не стала делать из этого трагедию.
- Танцы, йога, скандинавская ходьба, плавание
47 лет, Москва, лечилась от рака молочной железы (6 лет ремиссии):
Уже после активной фазы лечения я проходила реабилитацию по программе благотворительного фонда, ходила в бассейн, на йогу, на рисование и лепку и в творческую мастерскую. Я тогда почувствовала себя снова живой, это было потрясающе и очень важно.
40 лет, Нижний Новгород, рак молочной железы:
Зумба буквально поднимала меня с кровати, когда я восстанавливалась после химиотерапии. Я стала заниматься на постоянной основе и даже собираюсь на обучение инструктором. В этих ритмах много вдохновения, и танец как экскурсия по своему телу на пути к себе. Мне бы хотелось после обучения проводить занятия для людей, перенесших онкологию. Посмотрим, что из того выйдет.
В период лечения и после пришла ясность, что я не хочу быть в токсичных отношениях. Думала о разводе, но до сих пор ничего не оформлено официально. Есть страхи, установки, что-то очень сильное, что не дает освободиться. Но желание вступить в близкие доверительные отношения очень сильное до сих пор, несмотря на инвалидность, диагноз.
57 лет, Екатеринбург, рак молочной железы (ремиссия):
Я занялась скандинавской ходьбой, стала больше гулять, скачала счетчик шагов. Стала больше читать.
- Творчество
55 лет, Приморский край, менингиома:
Не сидеть дома, отвлекаться. Я вязала детские игрушки, чего раньше не делала. Это оптимистично — вязать ребенку. С алмазной мозаики делала иконы — это придает веру и надежду на выздоровление. Теперь молюсь на эти иконы и ангелочков. А вообще, ходить на мероприятия, концерты, в театр — туда, где кипит жизнь и вокруг люди. Обязательно выезжать на природу с близкими людьми. Не надо оставаться наедине со своими мыслями. Должно быть «НАДО» и «ХОЧУ». Не повторяйте моих ошибок, не самоизолируйтесь!
67 лет, Санкт-Петербург, неалкогольная жировая болезнь печени, колоректальный рак:
Я рисую карандашами (дешево, доступно, хоть стоя, хоть лежа!), фотографирую, вяжу, читаю, гуляю. Хочу написать книгу для детей и иллюстрировать ее.
50 лет, Санкт-Петербург, рак молочной железы:
Очень хотелось бы на мастер-класс по керамике. Надеюсь, что скоро это сделаю.
- Свой бизнес
46 лет, Минск, рак молочной железы:
На адреналине в процессе лечения начала свой бизнес, сняла помещение вместе с подругой, работала. Сейчас это кажется сумасшествием, но тогда очень помогло не сдаться. В остальном я скорее позволила себе снизить требования и ожидания к себе.
- Животные
27 лет, Екатеринбург, глиобластома:
Я завела собаку и теперь больше гуляю. Плюс, забота о ком-то, кроме себя, очень отвлекает от болезни. Из нереализованного — беременность.
- Вождение
Анонимно:
Мне хотелось только оправиться от операции и вернуться к привычной жизни. На 10-й день после операции я смогла вернуться за руль сама. И это было прекрасное чувство! И радость, что все будет хорошо! Нереализованное желание — найти удаленную работу. Моя профессия не позволяет. Пытаюсь обучиться.
- Созерцание жизни
54 года, Москва, нейроэндокринная опухоль тонкого кишечника, папиллярный рак щитовидной железы:
Стала проживать каждый день как последний. Научилась заботиться о себе и жалеть себя, научилась не спешить, научилась отдыхать. Переехала жить в другую страну, где радуюсь каждому новому дню.
36 лет, Домодедово, рак молочной железы:
Мне хотелось посмотреть, как взлетают и садятся самолеты. Муж отвез меня посмотреть. Была радость от заботы, удовлетворение.
36 лет, Краснодар, рак молочной железы:
Не хочется активности (прыгать, бегать и т.д.). Даже если с виду ты и способен на активность, организм ослаблен. Хочется созерцать, дышать, кушать, нюхать, ощущать жизнь.
Что еще почитать:
- «Не хватало конкретной помощи»: как близкие могут поддержать человека во время лечения
- Как поддержать близкого во время лечения рака (и не только) и не сломаться самому: гид для родственников и друзей пациентов с тяжелыми заболеваниями
Все собранные средства идут на оплату экспертов, задействованных в консультациях, и на работу сервиса. Поддерживая системные проекты - образование талантливых врачей, просвещение широкой аудитории, внедрение технологий скрининга рака, - вы можете внести вклад в спасение сотен и тысяч людей в России и обеспечить помощь себе и своим близким, если в ней возникнет необходимость.