
«Из-за низкой осведомленности люди с опухолями головы и шеи поздно приходят к врачу»
30.06.2025Каждый год хирург-онколог Максим Котов, врач в Центре онкологии имени Н.Н. Петрова в Санкт-Петербурге, лечит около 400 человек с редкими, но непростыми в диагностике опухолями головы и шеи — например, с раком полости рта и носа, ротоглотки и гортани, губ и языка, околоносовых пазух и слюнных желез.
Весной 2025 года он, выпускник Высшей школы онкологии и член Попечительского совета фонда «Не напрасно» пожертвовал некоммерческой организации триста тысяч рублей, чтобы команда начала работу над первой на русском языке научной базой данных об этих заболеваниях. Достоверных и понятных сведений о них крайне мало даже в зарубежных источниках. Сейчас врач участвует в создании справочника: помогает фонду подбирать авторов и проверяет статьи.
Поговорили с Максимом о факторах риска и способах профилактики опухолей головы и шеи, современных возможностях лечения и реабилитации людей с такими видами рака, а также о связи проверенной информации и эффективности терапии.
«Более 50% случаев диагностируют уже при распространенных формах». О факторах риска и симптомах опухолей головы и шеи
Источник: DC Studio / Freepik
— В своей практике вы часто сталкиваетесь с тем, что люди мало знают об опухолях головы и шеи и из-за этого позже идут к врачу?
— Опухоли головы и шеи встречаются значительно реже, чем самые «популярные» виды онкозаболеваний — рак молочной железы, рак легкого, рак толстого кишечника, меланома. Например, в России опухоли головы и шеи диагностируют у пяти человек из 100 тысяч, а рак легкого — у 20.
Поэтому да, люди знают об этих заболеваниях значительно меньше, а низкая осведомленность приводит к позднему обращению к врачу, даже если у человека есть выраженные симптомы. Так, более 50% случаев обнаруживают уже при распространенных формах (на III-IV стадиях).
В моей практике были пациенты с обширными опухолями кожи лица или головы, которые не обращались к доктору несколько лет.
— Как это влияет на возможности лечения человека и прогноз?
— Позднее обращение к врачу приводит к тому, что эффективность лечения снижается.
Так, при первой стадии вылечатся 90% пациентов, при второй — 75-80%, при третьей — 45-75%, а при четвертой — 25-50%. Это средние показатели: все зависит от типа опухоли, ее расположения, сопутствующих заболеваний, выбранных методов лечения.
Каждый год в мире диагностируют 900 тысяч новых случаев злокачественных опухолей головы и шеи, в том числе 25 тысяч — в России.
К раку головы и шеи относятся злокачественные опухоли полости рта, губы, носоглотки, ротоглотки, гортани и гортаноглотки, полости носа и околоносовых пазух, слюнных желез. А также опухоли кожи и мягких тканей в области головы и шеи.
Важно: эта группа заболеваний не включает опухоли головного мозга.
— Почему может возникнуть такое, казалось бы, редкое заболевание, как, например, рак языка или слюнной железы?
— Основные факторы риска для злокачественных опухолей головы и шеи, в общем-то, банальны — это курение табака и употребление крепкого алкоголя (с высоким содержанием этилового спирта — водка, виски, коньяк).
Для рака ротоглотки фактором риска становится еще и вирус папилломы человека (против него существует вакцинация), а для рака носоглотки — вирус Эпштейн-Барр.
Также на вероятность заболеть влияют предраковые заболевания слизистых оболочек (лейкоплакия и эритроплакия, которые проявляются как белые или красноватые пятна), хроническое воспаление полости рта при плохой гигиене, рефлюксная болезнь (ГЭРБ) — регулярный заброс желудочной кислоты может повреждать ткани глотки и гортани и таким образом увеличивать риск развития опухолей.
— Есть ли программы скрининга таких опухолей?
— Эффективных программ скрининга, направленных на снижение смертности от рака головы и шеи, нет. Это связано прежде всего с разнородностью этих опухолей и их низкой распространенностью.
Чтобы снизить вероятность заболеть, нужно прежде всего устранить факторы риска. В остальном важна ранняя диагностика, ведь она значительно увеличивает шансы на излечение.
Источник: Freepik
— Стоматологам и отоларингологам отводят ключевую роль в вопросе ранней диагностики опухолей головы и шеи. Могут ли профилактические осмотры у таких профильных врачей как раз и быть своеобразным скринингом?
— В какой-то мере могут. При осмотре врач-стоматолог может заметить предраковые изменения слизистой полости рта, а и их лечение и будет профилактикой рака. Поэтому важно посещать стоматолога раз в 6-12 месяцев.
ЛОР-врач может обнаружить новообразования горла и полости носа, даже если нет жалоб. Но каких-то научно обоснованных рекомендаций, как часто здоровый человек должен ходить к отоларингологу и нужно ли это в целом, нет.
В медицине мы всегда должны соблюдать баланс вреда и пользы и избегать гипердиагностики и ненужных обследований. Поэтому, на мой взгляд, в вопросе здоровья «уха-горла-носа» больше стоит ориентироваться на симптомы: если они есть — не откладывать поход к врачу.
— Какие симптомы должны насторожить?
— Их несколько:
- Шишка (уплотнение) или припухлость на шее: особенно безболезненная, постепенно увеличивающаяся.
- Язвочка (эрозия) во рту, которая не заживает более 2-3 недель.
- Белесые (лейкоплакия) или красные (эритроплакия) пятна на слизистой рта, языке, губах, миндалинах.
- Необычное утолщение или шероховатость слизистой щеки, языка, десен.
- Асимметрия лица или шеи.
- Боль во рту или на языке, которая не проходит.
- Боль в горле, не связанная с простудой и не проходящая длительное время.
- Ощущение «комка» или инородного тела в горле.
- Затрудненное или болезненное глотание (дисфагия): еда словно «застревает», есть боль при прохождении пищи.
- Изменение голоса: стойкая охриплость, осиплость или изменение тембра, которые длятся более 2-3 недель.
- Стойкая заложенность носа с одной стороны.
- Частые или длительные носовые кровотечения.
- Постоянные слизистые или гнойные выделения из носа (особенно с одной стороны), иногда с примесью крови.
Эти симптомы не означают, что у вас опухоль, но нужно обязательно обратиться к врачу — отоларингологу или стоматологу.
«Мы проводим все больше органосохраняющих операций». О вариантах лечения и реабилитации людей с опухолями головы и шеи
Источник: stefamerpik / Freepik
— Как сегодня лечат людей с опухолями головы и шеи?
— Все сильно зависит от стадии и расположения опухоли. Например, рак полости рта лечат преимущественно хирургически с дальнейшей лучевой или химиолучевой терапией. Если опухоль неоперабельна либо операция приведет к серьезному дефекту — человек не сможет жевать, глотать или говорить, то применяется только химиолучевая терапия.
В тоже время опухоли носоглотки не оперируются совсем, и лучевая терапия выступает основным методом лечения.
Рак гортани также можно лечить по-разному в зависимости от распространенности. Небольшие опухоли голосового отдела можно удалить при помощи эндоларингеальных операций — углекислотным лазером, через специальный прибор — ларингоскоп. Иногда врачи выбирают лучевую или химиолучевую терапию. А в ситуации, когда опухоль больших размеров и распространяется за пределы гортани, то прибегают к полному удалению органа.
— Меняются ли подходы в лечении опухолей головы и шеи со временем? Например, отцу нашей героини в 1990-х удалили больше половины нижней челюсти без реконструкции.
— Да, подходы меняются, причем хирургические технологии и лучевая терапия — ведущие драйверы развития.
Мы как хирурги проводим все больше органосохраняющих операций и используем малоинвазивные технологии. Также развиваются роботические и эндоскопические операции, преимущественно на ротоглотке и щитовидной железе.
После больших хирургических вмешательств применяются методы реконструктивно-пластической хирургии, особенно при удалении опухолей полости рта и глотки. Например, мы реконструируем мягкие ткани при помощи различных кожно-мышечных лоскутов, которые «берем» с других участков тела человека.
Стали доступны технологии рентгенохирургии, когда операция проходит под контролем рентген-аппарата. Одна из них — химиоэмболизация сосудов опухоли: мы одновременно «доставляем» высокие концентрации химиотерапевтического препарата прямо к опухоли и блокируем ее кровоснабжение с помощью специальных частиц. В результате лекарство может действовать дольше, а его побочные эффекты снижаются. Такие методы особенно эффективны как часть комбинированного лечения при больших опухолях, которые кровоточат.
Лекарственная терапия для лечения опухолей головы и шеи развивается не так стремительно, как например, при раке молочной железы, колоректальном раке или меланоме коже. Но за 30 лет появились таргетные препараты (цетуксимаб) и иммунотерапия в виде ингибиторов контрольных иммунных точек (пембролизумаб, ниволумаб), которые тоже используются для наших пациентов.
Также появилась концепция биопсии сигнального (ближайшего к опухоли) лимфатического узла при раке полости рта — она помогает в диагностике скрытых метастазов в лимфоузлах.
— Вы сказали, что лечение таких опухолей может сильно повлиять на возможность человека дышать и говорить. Какие возможности вернуться к более-менее обычной жизни есть у ваших пациентов?
— Если у человека нет анатомических дефектов, нарушающих его речь, питание и дыхание, то он продолжает жить обычной жизнью. Это происходит в большинстве случаев.
Если же какие-то нарушения есть, то необходима реабилитация. Например, при полном удалении гортани пациент, к сожалению, теряет голос, однако даже такая ситуация не безнадежна — можно говорить с помощью специального прибора (электрогортани), тренировать пищеводный голос или установить голосовой протез, который устанавливается в специально созданное отверстие между задней стенкой трахеи и передней стенкой пищевода. Он имитирует голосовые связки и усиливает колебания воздуха, идущего из пищевода через протез.
Восстановить речь и глотание нашим пациентам помогают специалисты по логопедии и фониатрии.
«Я понимал, что достоверной и понятной информации по опухолям головы и шеи на русском языке практически нет». О работе над справочником «Онко Вики» и благотворительности
— Почему вы как врач выбрали эту область — опухоли головы и шеи?
— Изначально я планировал быть челюстно-лицевым хирургом, а не онкологом. Стажировался в отделении ЧЛХ в областной больнице в Ульяновске. В основном моими пациентами тогда были люди с травмами, полученными в состоянии алкогольного опьянения или при каких-то криминальных обстоятельствах. Иногда даже полиция приходила, и нам, врачам, приходилось с ней общаться, объяснять, что случилось с человеком и в каком он состоянии.
Параллельно мне было интересно изобретать медицинские инструменты и приборы, которые могли бы сделать лечение наших пациентов более эффективным. Например, в университете я разработал систему блочного компрессионного остеосинтеза при переломах челюстей, чтобы кости лучше прорастали друг в друга.
А когда выиграл грант на обучение в первом наборе Высшей школы онкологии фонда «Не напрасно», то выбрал ближайшее к челюстно-лицевой хирургии направление. И вот уже восемь лет работаю в Центре онкологии имени Н.Н. Петрова в Санкт-Петербурге.
— Весной 2025 года команда фонда «Не напрасно» запустила сбор на справочник об опухолях головы и шеи в онлайн-энциклопедии «Онко Вики», а вы стали инициатором создания такого раздела и пожертвовали первые 300 тысяч рублей. В какой момент и почему вы решили так сделать?
— Мы с командой фонда запланировали работу над таким справочником еще в 2024 году. Я понимал, что достоверной и понятной информации по опухолям головы и шеи на русском языке, которая была бы собрана в одном месте, практически нет, что мне некуда направить моих пациентов.
А осведомленность очень важна для того, чтобы они ориентировались в методах лечения, их эффективности и влиянии на свою дальнейшую жизнь — и могли принимать решения вместе с врачами.
— Как будет устроена работа над справочником и как еще вы будете участвовать в его создании?
— Над онлайн-энциклопедией «Онко Вики» работает большое количество специалистов: врачи-онкологи пишут статьи, научные и литературные редакторы перепроверяют информацию, чтобы она была свежей и достоверной, и делают ее понятной для восприятия человеку без медицинского образования. В команде также координаторы проекта, иллюстраторы, IT и PR-специалисты, маркетологи — важно, чтобы справочник в интернете могли найти и прочитать как можно больше людей.
Я участвую в подборе авторов для раздела об опухолях головы и шеи, модерации статей (всего их будет 100) и немного в фандрайзинге — сборе средств.
— Почему вам кажется это важным?
— Для меня это возможность сделать что-то полезное сразу для многих людей. Работая врачом, ты можешь помочь ограниченному кругу пациентов, а создавая и развивая социальные проекты — большому.
Я уверен, что справочник и информационная кампания вокруг него повысят в обществе уровень осведомленности об опухолях головы и шеи.
Поддержите проект на сайте wiki.nenaprasno.ru, чтобы пациенты знали о возможностях лечения
Что еще почитать:
- «Я понимала: со мной происходит все то же самое, что было с папой 24 года назад»: история о лечении опухолей головы и шеи в одной семье
- Рак щитовидной железы: кто в группе риска и как обнаружить опухоль
- Как изменилось лечение онкозаболеваний за 30 лет: пять важных открытий
- Онкомаркеры, флюорография, УЗИ: какие исследования не помогут «провериться на рак»
- Онколог Максим Котов: «Я не планировал выигрывать миллионы — все началось ради интереса»
Все собранные средства идут на оплату экспертов, задействованных в консультациях, и на работу сервиса. Поддерживая системные проекты - образование талантливых врачей, просвещение широкой аудитории, внедрение технологий скрининга рака, - вы можете внести вклад в спасение сотен и тысяч людей в России и обеспечить помощь себе и своим близким, если в ней возникнет необходимость.