#ДайджестСтаневич: самые важные переводы команды «Просто спросить о COVID-19» за последнюю неделю

03.07.2020

Команда «Просто спросить о COVID-19» продолжает переводить клинические рекомендации и научные статьи о новой коронавирусной инфекции. Каждую неделю врач-инфекционист и эксперт проекта Оксана Станевич выбирает 5 важных публикаций.

В новой подборке: решение FDA отозвать одобрение на использование хлорохина/гидроксихлорохина для лечения COVID-19, регистр пациентов с сахарным диабетом, ассоциированным с COVID-19, возможность повторного инфицирования SARS-CoV-2, лечение тяжелых случаев COVID-19 иммунной плазмой и пересадка легких пациентке, перенесшей COVID-19.

1. FDA признало нецелесообразность применения хлорохина/гидроксихлорохина (ГХХ) даже в качестве терапии отчаяния и отменило разрешение по протоколу EUA. На основании данных различных рандомизированных клинических исследований, а также сообщений отдельных медицинских центров, где ГХХ использовали по протоколу EUA, препарат не имеет преимуществ перед другими схемами: не уменьшает смертность, не ускоряет выздоровление, не обладает вирулицидными или виростатическими свойствами. Одобрение отозвано, теперь терапия ГХХ off label для лечения COVID-19 незаконна вне клинических исследований в странах, где FDA — регулятор. Но как это повлияет на позицию Минздрава РФ по вопросу использования ГХХ для лечения COVID-19 — еще предстоит узнать.

FDA отменяет разрешение на использование в чрезвычайных ситуациях (EUA) хлорохина и гидроксихлорохина

2. 20-летняя девушка из Чикаго переболела COVID-19, из-за инфекции ее легкие необратимо поражены. Чтобы спасти пациентке жизнь, врачи провели двустороннюю трансплантацию легких. После отрицательного результата ПЦР на коронавирус девушку поставили в очередь на трансплантацию и пересадили легкие в течение 48 часов. Безусловно, такая операция представляет угрозу для жизни, перенести ее благополучно — большой успех. Сейчас пациентка находится в отделении интенсивной терапии, где чувствует себя гораздо лучше, чем до трансплантации — может вставать, самостоятельно принимать пищу, говорить с родными по телефону. Это не первая операция в мире — успешную трансплантацию до этого провели в конце мая в Австрии.

К сожалению, возможно повторное заражение: из-за того, что девушка вынуждена принимать иммуносупрессивную терапию для профилактики отторжения трансплантата, а также, в случае, если во время болезни у нее не выработались нейтрализующие антитела. По этой причине уже сейчас было бы целесообразно поддержать пациентку трансфузией иммунной донорской плазмы с необходимым содержанием нейтрализующих антител.

В США впервые выполнили трансплантацию легких пациенту с COVID-19

3. Новые случаи манифеста сахарного диабета (СД) во время COVID-19, усугубление течения имеющегося СД, а также сведения о диабетогенном эффекте некоторых вирусных инфекций, в том числе вызванных другими коронавирусами (SARS-CoV), стали причиной создания международного регистра пациентов с СД, ассоциированным с COVID-19. Еще одна задача регистра — выяснить степень и фенотип впервые выявленного СД. Болезнь характеризуется гипергликемией, нормальным уровнем гликированного гемоглобина и отсутствием диабета в анамнезе. 

Впервые выявленный сахарный диабет при COVID-19

4. Размышление-резюме о том, по каким причинам вирус может продолжать выделяться из носоглотки после двух отрицательных результатов ПЦР и выписки из больницы, и чем это грозит. Интересно упоминание исследования, проведенного в китайской провинции Гуандун: те, кто выписался и имел положительный ПЦР при выписке, не заразили тех, с кем контактировали после выписки (родственников). Возможно, на поздних сроках заболевания у вируса нарушается способность инфицировать. Но обсуждают и возможность реинфекции, которая во многом зависит от выработки достаточного количества нейтрализующих антител. 

Положительный результат теста на РНК SARS-CoV-2 при повторном исследовании «выздоровевших» от COVID-19 пациентов: персистенция вируса, проблемы со взятием материала, реинфекция?

5. Рандомизированное клиническое исследование о возможных преимуществах лечения иммунной плазмой пациентов в крайне тяжелом и жизнеугрожающем состоянии. Контрольной точкой был показатель «время достижения клинического улучшения за 28 дней». Авторы исследования не обнаружили преимуществ плазмы по сравнению со стандартной терапией в случаях, когда пациентов не делили на группы. Если же рассмотреть эти группы отдельно, то у больных в крайне тяжелом состоянии упомянутый показатель был статистически значимо лучше, чем в контрольной группе. Кроме того, у всех пациентов, получивших плазму, ПЦР показывала отрицательный результат в течение 72 часов статистически значимо чаще, чем в контрольной группе. Однако, как деликатно отмечают авторы в завершении, интерпретация этих результатов имеет ряд ограничений. 

Влияние плазмы доноров-реконвалесцентов на время до клинического улучшения у пациентов с COVID-19 в крайне тяжелом и жизнеугрожающем состоянии

Саша Васильева
Саша Васильева
Поделиться с друзьями

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой записи

Оставить комментарий

Комментарий появится здесь после прохождения модерации и будет виден всем посетителям сайта. Пожалуйста, не включайте в текст комментария ваши личные данные (полные ФИО, возраст, город, должность), по которым вас можно идентифицировать.

Другие статьи по теме
Новые материалы