Как стать врачом в России и усложнить без того нелегкий путь

21.04.2021

Per aspera ad astra – было написано на главном здании моей альма-матер. В начале пути я и не подозревала, насколько тернистым он окажется и как не скоро замаячат звезды. Мне было 17, сегодня мне – 32. И я оканчиваю медицинский университет во второй раз.

Стоматология или Роспотребнадзор?

После школы я поступала на два факультета: стоматологический и медико-профилактический. На первый – по зову сердца и наставлению папы, на второй, который готовит кадры для Роспотребнадзора, эпидемиологов и гигиенистов – для подстраховки. Любопытно, что педиатрию я тогда не рассматривала, а спустя 15 лет оканчиваю педиатрический факультет с полным удовлетворением от выбора.

Экзамены на медико-профилактический факультет я сдала отчего-то ощутимо лучше. Вроде те же химия, биология и сочинение, тот же университет, но все на балл выше, чем на стомате. Так моя судьба и решилась.

К концу первого курса мед-профа, программа которого совпадала практически целиком с лечебным факультетом, я почти забыла о мечте стать стоматологом – рядом замаячила большая медицина, и я вдруг почувствовала всю булгаковскую и чеховскую романтику.

Да и, признаться, в 18 лет вопросы профессионального самоопределения волновали не так уж сильно: я училась водить машину, первая любовь была в разгаре, мечталось о путешествиях. Я знала, что хочу быть врачом, и я училась в медицинском – этого было вполне достаточно для чувства базовой безопасности на том этапе.

На старших курсах я пару раз задумывалась о переводе на лечебный факультет, особенно после летних практик в хирургических отделениях и на скорой. Но поскольку вопрос о переводе каждый раз был сопряжен с оплатой как минимум года обучения – перевестись можно было только на платные места – меня это отрезвляло. Деньги, которые к тому времени я уже начала зарабатывать, предпочитала тратить на изучение английского и путешествия.

Так я и окончила факультет, на который поступала совсем не по призванию. Более того, после 6 курсов я окончила еще и интернатуру по общей гигиене, совершенно не планируя работать по специальности – проходила на бюджет по баллам.

Главная страсть в жизни

Надо сказать, что все 6 курсов я искренне получала удовольствие от процесса. Даже заявляла неоднократно после окончания, что с удовольствием бы поучилась еще раз (бойтесь своих желаний). Дело в том, что медицина – моя главная страсть в жизни, с детства. Но это совершенно не мешало мне вплоть до 27 лет не осознавать своего места в практической медицине. Где только я не работала за это время: от йога-терапевта до бизнес-тренера и стюардессы. Нереализованную детскую мечту о стоматологии я исполнила, устроившись ассистентом детского стоматолога. В один из приемов я вдруг очень ясно почувствовала, что хочу лечить детей. 

Мне казалось, что это очень осознанное желание, но было страшно что-то предпринимать: в голове сидела мысль, что педиатрами хотят стать с детства, и путь становления должен быть последовательным. А тут я, 27-летняя, с багажом разнообразного профессионального опыта и дипломом врача невнятной специальности. Около полугода я провела, изучая жизнь и работу педиатра в России и продолжая работать с детьми. Тут начинается второй акт моего персонального спектакля про медицинское образование в России.

Индивидуальная траектория обучения

Оказалось, что система образования за время моего «антракта» успела немного поменяться. Базовое медицинское образование в России по-прежнему составляет 6 лет, а если вы стоматолог или фармацевт – на год меньше. Сегодня при успешной сдаче аккредитационных экзаменов вы можете сразу начинать работать врачом – участковым терапевтом или педиатром – в зависимости от факультета, который окончили. А раньше для этого требовалось окончить еще хотя бы год интернатуры. Чтобы стать узким специалистом – например кардиологом, акушером-гинекологом или нейрохирургом – необходимо окончить ординатуру, которая длится минимум 2 года.

По мнению чиновников, эти изменения решат вопрос с нехваткой врачей в амбулаторном звене. Государство позаботилось о том, чтобы максимальное количество выпускников шло работать на участок: в интернатуре учиться не нужно, а ординатура чаще всего платная или целевая, то есть максимально недоступная.

Поскольку я училась по программе, идентичной лечебному факультету, я думала, что переучиться на педиатра мне ничего не стоит. Тем более, что многие мои сокурсники без проблем переходили на педиатрический и лечебный факультеты после третьего, четвертого и даже пятого курсов, ликвидируя незначительную академическую разницу в программах обучения в течение года. Так же думали и члены приемной комиссии ВУЗа, в который я пришла со своим нестандартным запросом на переучивание. Но оказалось, что с 2013 года возможность переучиться за год с одной специальности на другую, которая существовала еще с советских времен, пропала. И вердикт был такой: хотите педиатрический диплом, поступайте на первый курс. Но как же так? Осваивать программу обучения, на 80% состоящую из дисциплин, уже имеющихся в дипломе – бессмысленно. И довольно несправедливо – ведь второе высшее в нашей стране априори платное.

Сказать, что было обидно – не сказать ничего. Были и слезы, и отрицание, и сопротивление, и даже поиск альтернатив – а не поехать ли мне на учебу за границу, раз уж все равно начинать сначала?

Но тогда у меня еще таилась надежда, что я сейчас быстренько перезачту те самые 80%, а остальные дисциплины сдам экстерном, пару лет – и буду лечить детишек. Приемная комиссия предполагала такой же сценарий, в современных реалиях это называется «индивидуальной траекторией обучения».

Упущу момент с подготовкой к вступительным экзаменам по биологии и химии в медицинский ВУЗ, когда тебе 27 лет, и ты уже врач. Сюр! Я даже к репетитору ходила.

Уже после поступления и начала учебы оказалось, что сократить длительность обучения, согласно букве закона, я могу лишь на год, то есть 5 лет придется отучиться. За первый год я сдала экзамены первых двух курсов, перевелась на третий, но дальше никаких поблажек, кроме перезачетов некоторых предметов, уже не было. 

Завучи, к которым я приходила с просьбой о перезачете дисциплины из первого диплома, реагировали по-разному:

– Это вы просто не замужем, были б замужней – такой фигней, как второе образование, страдать не стали бы!

– Вам что, реально не лень вот это ВСЕ с самого начала?! Я бы ни за что!

– Какая у вас интересная история, конечно, я вам все перезачту!

– Ну, милая моя, 10 лет уж прошло, как вы свой первый диплом получили, все уж изменилось за эти годы, давайте заново вы нашу дисциплину освоите.

– Тройка по анатомии? Тройку перезачесть я, конечно, не могу…

– Да сдалась вам наша фармакология! Все равно в ординатуре препараты все актуальные учить будете, а основы вы и так знаете, давайте зачетку, перезачтем!

– Перезачет по офтальмологии хотите? А что такое миопия?

– Странно, что у вас четверка по патологической физиологии в первом дипломе, можете явно на пять, может, подготовитесь и пересдадите?

Позже я узнаю не одну историю, как люди переучивались за пару лет в региональных вузах, как-то эту букву закона обходя. Я же выбрала именитый петербургский – именно этим мне объясняли необходимость пройти все курсы – от первого до шестого.

 photo_2021-04-20_14-38-18.jpg

Юлия осматривает пациента с подозрением на COVID-19. Фото: Артур Бергарт

«Обучение в медицинском ВУЗе – по большей части послушничество»

Но должна признаться: учиться в 30 лет, по второму разу, уже точно понимая, зачем тебе это и где ты это применишь, да еще и за деньги, которые ты сам заработал – совсем другое дело. Требования и к себе, и к преподаванию вырастают. 

Когда я решила сдать анатомию экстерном, мой преподаватель, вчерашний ординатор, посоветовал идти на экзамен с наушником. Я тогда оскорбилась и сказала, что не за этим во второй раз в университет пришла. На той же кафедре анатомии завуч, например, пишет дополнительные вопросы на листочке и запрещает читать их вслух, ответить просит тоже письменно, чтобы исключить третьего участника на том конце провода. 

Качество преподавания, как правило, тоже оставляет желать лучшего. Я вообще не уверена, что участковые врачи, к которым мы попадаем на практику, в курсе, что кто-то их считает менторами. Их, конечно, навыку наставничества никто не обучает, никто им за это не доплачивает, а они, что ожидаемо, студента воспринимают скорее как временную рабсилу, сносную замену отсутствующей медсестре (в штате поликлиник дыры, медсестры не идут работать на участок). Студент-медик платит приличные деньги за то, чтобы навостриться вклеивать анализы в карточку красиво и быстро. В ординатуре, увы, ситуация не сильно лучше – менторство там вырастает до написания историй болезни за своего куратора, записи пациентов на анализы и к узким специалистам. 

Требовать качественного образования может только очень уверенный в себе студент, многие же просто ждут, чтобы эти 6 лет поскорее закончились. На курсе, где я училась йога-терапии, было много людей без медицинского образования. Когда они задумывались – не поучиться ли на врача, мой преподаватель, кардиолог в прошлом, их отечески наставлял: «Обучение в медицинском ВУЗе – это по большей части послушничество, подумайте, точно ли вам это надо». 

В моем случае 6 лет послушничества превратились в 12. Я наполнила их смыслом и ценностью насколько смогла: работала в Гватемале земским врачом – была и хирургом, и терапевтом, вела беременных и диабетиков, регулярно зашивала разбитые мачете головы, даже зубы удаляла (пап, привет!), выучила для этого испанский; работала (и продолжаю работать) врачом выездной бригады – лечила ковид; дежурила в травмпункте и в приемном покое с детскими хирургами, готовилась к американскому врачебному экзамену. В общем, создавала по-настоящему индивидуальную траекторию обучения. 

И вот, когда до получения второго врачебного диплома осталось 2 месяца, могу сказать, что даже я уже жду, чтобы это поскорее закончилось! Но я ни разу не пожалела, что решилась пройти этот путь еще раз, чтобы лечить детей, теперь я точно на своем месте. А вот что делать с ординатурой – открытый вопрос. Если бы я была готова стать онкологом и была чуть помладше – точно бы уже подала заявку в ВШО!


Фото на обложке: Юлия Жирнова


Юлия Жирнова
Юлия Жирнова
Поделиться с друзьями

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой записи

Оставить комментарий

Комментарий появится здесь после прохождения модерации и будет виден всем посетителям сайта. Пожалуйста, не включайте в текст комментария ваши личные данные (полные ФИО, возраст, город, должность), по которым вас можно идентифицировать.

Другие статьи по теме
Новые материалы