По ту сторону «Просто спросить»: как терапевт помогает онкобольным вне стен клиники
19.06.2019Даша Сидельникова — первый человек, с которым общаются онкобольные, обратившись в сервис «Просто спросить». Она — связующее звено между пациентом и онкологом. А еще она — врач. Мы встретились с Дашей и выяснили, как организована работа сервиса и почему она кажется Даше более важной, чем официальный статус врача.
Даша, как человек, который должен носить халат врача, оказался у компьютера в офисе?
Изначально я работала врачом в поликлинике, но мне жутко не нравилась эта работа. Мне приходилось заниматься тем, что я не хотела делать, и это состояние меня тяготило. Поэтому в один день я просто ушла из профессии. Причем дело не в медицине: я очень люблю ее и все, что с ней связано — наша система меня очень сильно расстраивает.
Когда к тебе пришло это понимание?
Когда я стала работать врачом, я задумалась о том, как вообще можно жить и работать в этой системе. На первом курсе, когда ты только начинаешь учиться, ты думаешь о том, что будешь помогать людям, тобой движет какой-то альтруизм, основанный на иллюзиях. Ты вообще не понимаешь, что происходит на самом деле. А потом, когда погружаешься в реальность, понимаешь, что это все вообще не то, чего ты хотел. Поэтому я уволилась и пришла работать в Фонд профилактики рака.
А как ты оцениваешь способность помогать здесь?
Здесь я как бы не врач, но в то же время, я делаю то, что мне нравится. Я помогаю людям и реально вижу результат. Мои знания здесь находят применение, и появляется мотивация двигаться дальше: вместе с ребятам из Высшей школы онкологии я хожу на занятия, постоянно читаю профильную литературу.
Например, недавно была заявка от пациента с неподтвержденным онкологическим диагнозом. По результатам анализов там четко видна патология печени, а пациент жаловался на резкую потерю веса. По правилам сервиса я не могла перенаправить заявку эксперту, потому что онкологического заболевания нет, но могла дать четкую рекомендацию, куда нужно идти и что нужно делать дальше.
Тяжело работать с онкологическими пациентами?
Естественно, я переживаю, когда в ответ люди пишут: «спасибо за подробный ответ, но в эти выходные нашей сестры не стало». Я чувствую, что мы не смогли помочь, и несмотря на все объективные доводы, это всегда выбивает из равновесия.
Как выглядит алгоритм работы с пациентом?
Я получаю заявки и смотрю, к какому врачу ее отправить. Изучаю документы. Если их нет, прошу как-то прислать. И потом думаю, кто из экспертов мог бы мне ответить. Если заявка в порядке, отправляю ее врачу в тот же день. А они уже отвечают в зависимости от занятости. Обычно на это уходит два-три дня.
За день может уйти на рассмотрение экспертов около 10 заявок. Сейчас мы увеличиваем количество врачей, чтобы помочь большему количеству людей.
Каким ты видишь будущее проекта и что он изменит?
Нужна база проверенных врачей из регионов, потому что много людей обращаются издалека, и не у всех есть возможность поехать в Москву или Петербург, например. В регионах есть прекрасные врачи, просто мы пока о них не знаем. Сейчас приходится искать их вручную: через сарафанное радио, знакомых врачей и резидентов ВШО.
Как подать заявку, чтобы быстрее получить ответ?
Пожалуйста, пишите правильно свою электронную почту или телефон. Потому что это — проблема номер один. Мы теряем связь с людьми из-за неправильных контактов. Совет для всех — познакомиться с ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Там есть ответы на вопросы о правах всех пациентов, включая онкологических. Юридические вопросы тоже приходят в наш сервис, и мы на них отвечаем. Старайтесь подробно заполнять все пункты анкеты и прикрепляйте все имеющиеся у вас документы и заключения — это поможет вам получить максимально полный ответ врача. И самое главное — не теряйте надежды.
Проект «Просто спросить» — онлайн-сервис помощи людям с онкологическими заболеваниями и их близким. Он существует за счет благотворительных пожертвований частных и юридических лиц, не заключает коммерческое сотрудничество с медицинскими учреждениями и фармакологическими производителями.
Вы всегда можете поддержать «Просто спросить» на сайте Фонда профилактики рака.
Все собранные средства идут на оплату экспертов, задействованных в консультациях, и на работу сервиса. Поддерживая системные проекты - образование талантливых врачей, просвещение широкой аудитории, внедрение технологий скрининга рака, - вы можете внести вклад в спасение сотен и тысяч людей в России и обеспечить помощь себе и своим близким, если в ней возникнет необходимость.