«Самый главный страх не имеет гендера»
19.11.2019Movember призывает говорить не только о физическом, но и о ментальном здоровье мужчин. Одно британское исследование показало, что частота мужских обращений за врачебной консультацией на 32% ниже, чем женских. Каждый час в мире совершают суицид 60 мужчин.
Мы поговорили с врачом-психиатром, психотерапевтом и автором просветительского блога Кириллом Сычевым о том, почему так происходит, с какими проблемами к нему обращаются мужчины, и какой страх преобладает у всех его пациентов.
— Действительно ли мужчины реже обращаются за медицинской помощью или это такой стереотип?
— Мне кажется, что разница между посещениями врачей у женщин и мужчин есть. Как минимум, это касается психотерапии. Среди моих пациентов примерно 10% мужчин, все остальные — женщины. Аудитория блога разделена схожим образом: 7% мужчин, 93% женщин. Хотя справедливости ради надо сказать, что ситуация потихоньку меняется. В 2012 году, когда я начинал работать, у меня вообще почти не было мужчин на приеме — за год мог прийти всего один.
— Почему так происходит?
— Одна из причин заключается в определенных шаблонных, культурно обусловленных рамках поведения мужчины. Мальчика учат:«Ты не должен говорить, что тебе больно или плохо. Тебе нужно быть сильным. Мужчины не плачут». Мальчиков не учат выражать эмоции, просить о помощи. Это стыдно — признать, что ты попал в трудную ситуацию. В результате мужчина начинает оценивать свое здоровье как что-то находящееся на втором-третьем-десятом месте.
— То есть дело в воспитании?
— Не только в воспитании, а в самой культурной среде. Даже если родители сделали все возможное, человек так или иначе погружается в социум и видит, как в нем все устроено: какие позиции у мужчин, а какие у женщин, и начинает эту систему к себе применять.
— Что же заставляет мужчин все-таки к вам обратиться?
— Два варианта: всех врачей обошел — не помогло. Второй вариант: когда происходящее мешает социальной жизни. Это, в общем-то, опять же иллюстрирует пословицу «пока гром не грянет». Обращение за помощью для мужчины в данном случае — последняя инстанция, критическое состояние. С депрессией не приходят вообще. С генерализованными тревожными расстройствами обращаются крайне редко, потому что с этими заболеваниями можно как-то жить. Качество жизни при этом вынесем за скобки.
— О каких проблемах идет речь?
— Самое частое — ипохондрия, когда нет физического объяснения болевому синдрому. Фобии и панические атаки, которые мешают жить. Сложно взаимодействовать с миром, когда ты выйти из дома не можешь! Однажды ко мне пришел мужчина с паническими атаками. Говорит, что атаки начинаются, когда он за рулем. А работает мужчина водителем фуры. Садиться за руль он не может, а больше ничего делать не умеет. Дома ждут беременная жена и двое детей. Еще работал с мужчиной, который не выходил из дома лет 15. У него случались панические атаки, когда он выходил из дома. Он посчитал выход на улицу триггером атак и начал избегать страшной для него ситуации. Сначала просто убегал от своего страха, скрываясь дома, затем стал брать больничные на работе и постепенно совсем осел в своей крепости. Мужчина сумел наладить жизнь в этих условиях: работал удаленно, заказывал еду, даже виделся с сыном, который жил отдельно от него вместе со своей мамой. При этом из дома не выходил. На сеансах мы заново учились привыкать к миру за стенами дома: сначала пересекли порог и спустились на несколько ступеней. Каждый день он увеличивал количество ступенек, потом обошел дом. И в итоге ему удалось более менее справиться со своим страхом.
— Чего боятся ваши пациенты?
— Самый главный страх не имеет гендера — это боязнь онкологических заболеваний. Если человек говорит, что боится заболеть, можно даже не спрашивать, чем именно. Людей пугает болезненная смерть от рака, возможные страдания. Они переживают, что раком заболеет кто-то из их близких, боятся, что дети останутся без родителя в случае их смерти от онкозаболевания.
— А как мужчины обычно ведут себя на приеме?
— Ответ будет субъективным. Каждый психотерапевт собирает вокруг себя определенных людей. Есть люди, которые никогда ко мне не пойдут. Увидят и скажут: «Не дай бог!» И наоборот. Но это не значит, что проблем, о которых мы говорим, нет. И разделение аудитории моего блога — тому подтверждение. Как правило, мужчины приходят с конкретным запросом: хочу ходить в институт, на работу. Сейчас не могу этого делать, потому что каждый раз начинаются панические атаки. Мужчины ведут себя сдержанно, и из-за этого результат не всегда наступает быстро. Им сложно выйти на разговор о проблеме: на пятой сессии мужчина решает сказать то, что нужно было сказать на первой. При этом мужчины достаточно неплохо относятся к техническим моментам когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которую я применяю. С помощью КПТ можно научить организм реагировать на триггер по-другому. Когда мужчина узнает об этом, он обычно хорошо это воспринимает: не надо изобретать велосипед, а просто следовать рекомендациям.
— Почему мужчины чаще совершают самоубийства?
— Я вижу здесь явную корреляцию с желанием найти помощь, обращением к специалистам. В этом случае человек делает шаг к тому, чтобы себя спасти. Мужчина берет ответственность за себя, близких, в какой-то момент перестает с ней справляться, а жаловаться нельзя. Из-за психологических проблем у мужчин очень много аутоагрессии — они пытаются справиться с проблемами самостоятельно с помощью алкоголя, наркотиков, курения. Это усугубляет состояние.
— А вы сразу обращаетесь к врачу, если со здоровьем что-то неладное?
— Смотря что случилось. Недавно на губе появилась киста, и я сразу обратился к врачу за диагнозом и лечением. Были мысли о раке, хотя я и не думал, что моя киста окажется злокачественной опухолью. Я знаю, что рак можно победить, особенно если не затягивать с обращением к врачу. Хотя в каких-то случаях и я не сразу иду за врачебной консультацией. Например, примерно полгода собирался сходить на прием к проктологу. Никак не мог себя заставить, очень непривычной была сама мысль об этом. Но в итоге все же сходил — здоровье важнее.
Все собранные средства идут на оплату экспертов, задействованных в консультациях, и на работу сервиса. Поддерживая системные проекты - образование талантливых врачей, просвещение широкой аудитории, внедрение технологий скрининга рака, - вы можете внести вклад в спасение сотен и тысяч людей в России и обеспечить помощь себе и своим близким, если в ней возникнет необходимость.