«Это не просто большая рука или нога»: почему возникает лимфостаз и как с ним бороться
26.01.2022Почему возникает лимфедема (или лимфостаз) — накопление жидкости в мягких тканях тела? Как ее не пропустить и что делать для профилактики заболевания? Почему нельзя заниматься самолечением и какие у этого могут быть последствия? Как правильно подобрать компрессионное белье и где найти профильного специалиста, если его нет в городе?
О проблемах, с которыми сталкиваются люди с лимфостазом, о правильном подходе к реабилитации после рака молочной железы и о том, как лечение лимфедемы на ранней стадии сказывается на качестве жизни пациентов, рассказала лимфолог Александра Ровная.«Это необходимое зло — мы лечим рак, но лечение может привести к лимфедеме»
— Александра, в каких случаях возникает лимфедема? Что нужно знать, чтобы ее не пропустить? И какой врач может сообщить о рисках?
— Лимфедема может возникнуть из-за врожденного порока развития лимфатической системы и разного рода ее повреждений — например, после удаления лимфатических узлов при лечении рака молочной железы (РМЖ).
Если мы говорим о РМЖ, важно сказать, что лимфедема развивается не у всех.
В среднем, около 40% женщин после сочетания хирургического и лучевого видов лечения сталкиваются с этой проблемой.
В идеале о риске развития лимфедемы должен сказать лечащий врач. Ведь именно онкологическое лечение эти риски вызывает. Это необходимое зло — мы лечим рак, но лечение может привести к осложнению. Онколог не обязан знать всего, у него своей работы хватает, но он должен предупредить человека, рассказать о ближайшей Школе пациентов и направить к лимфологу.
К сожалению, онкологи не всегда воспринимают лимфедему как что-то серьезное. Бывает, человек приходит на прием, а ему говорят: «Мы тебе жизнь спасли. Подумаешь, отек, живи с этим». Но для молодой красивой женщины это огромная проблема — отек заметен окружающим, влияет на осанку и может ограничивать движения, нередко одежда становится мала, приходится носить компрессионный трикотаж. Всё это снижает качество жизни.
Еще одно заблуждение, когда говорят, что лимфедема не лечится. Это не так. Даже при запущенной третьей стадии состояние человека не безнадежно, сделать можно очень многое. Главное, чтобы лечение было грамотным.
— Какие действия могут навредить?
— Прежде всего, самолечение. К сожалению, это очень большая проблема, которая постоянно звучит в пациентских чатах. Не во всех городах есть лимфологи, не у всех есть время и средства, чтобы поехать на лечение.
В такой ситуации я рекомендую обратиться за онлайн-консультацией. Важно, чтобы лимфолог посмотрел, насколько выражен отек, объяснил, как правильно сделать замеры и рассказал, что можно делать, а что нельзя.
Если человек никогда не проходил лечения у специалиста и начнет смотреть видео, где предлагают самому помассировать и забинтовать отек, мы получим огромный комплекс проблем — от усиления отека до пролежней. Это равносильно самостоятельному удалению аппендикса.
Основные вещи, которые делать нельзя:
- Косметологический лимфодренажный массаж
Лимфодренажный массаж в косметологии очень сильно отличается от лечебного, он не соответствует анатомии поврежденной лимфатической системы, его делают гораздо более интенсивно, что приводит к усилению кровотока в тканях и практически всегда усугубляет отек.
- Самомассаж без обучения
- Лечить пиявками
Лечение пиявками неэффективно и даже опасно. Мало того, что пиявки питаются кровью, а не лимфой, и отек от их укуса меньше не становится, при их применении происходит повреждение кожных покровов, которое может сопровождаться проникновением микроорганизмов в подкожно-жировую клетчатку и развитием рожи.
Рожа — инфекционное заболевание, которое возникает при поражении кожных покровов стрептококком группы А на фоне лимфостаза.
- Использовать аптечные бинты высокой степени растяжимости
Иногда пациенты с лимфедемой покупают в аптеке стандартные бинты высокой степени растяжимости и начинают самостоятельно бинтовать отек. Такая процедура вызывает перетяжки, раны и эрозии.
- Использовать компрессионный трикотаж круглой вязки
Это вязка обладает большой эластичностью и используется при заболевании вен. Такой трикотаж лимфатический отек не удержит, при этом будет впиваться в кожу, препятствовать поверхностному лимфотоку, а также может вызвать сильные боли.
- Принимать некоторые лекарства: мочегонные, препараты-флавоноиды (флебодия, детралекс), гомеопатические средства
Нередко пациенты с лимфедемой думают, что если у них лимфатический отек и застой жидкости, то надо пить диуретики (мочегонные). Но если нет показаний (гипертонии, например), то принимать их не нужно — лимфатический отек от приема диуретиков не спадет, но приведет к обезвоживанию и нарушению баланса микроэлементов. Такие препараты должны приниматься только по назначению врача.
Если мы говорим про ощущение тяжести и распирания в конечности после ухода отека, про сочетание лимфатической и венозной недостаточности или сочетание с какими-то другими нарушениями венозного оттока (например, с геморроем), то препараты-флавоноиды оправданы. Но когда проблем с венами нет и мы лечим только лимфатический отек, то это лишь дополнительная нагрузка на печень, которая человеку после химиотерапии не нужна.
Есть еще популярный гомеопатический препарат — лимфомиозот. Вреда от него нет, но и пользы никакой. Лимфа в названии препарата не означает, что он предназначен для лечения лимфедемы. Его основное применение — лечение тонзиллитов и воспалительных процессов.
- Неправильно проводить аппаратную пневмокомпрессию
Устройство в виде рукава или сапога под большим давлением нагнетает в камеры воздух. Если его надеть на конечность с сильным отеком, то высок риск серьезных осложнений — например, перемещение жидкости в выше находящиеся отделы, уплотнения в месте окончаний сапога или рукава, отек корпуса и гениталий, прогрессирование фиброза.
Нельзя использовать помпы, которые не закрывают корпус (по типу рукава или сапога). Можно применять устройства в виде свитера или штанов, но только в сочетании с комплексной физической противоотечной терапией (КФПТ) и по согласованию с лимфологом.
«Подбором компрессионного белья должен заниматься лечащий врач, а не сотрудник ортопедического магазина»
— Я правильно поняла, что на сегодняшний день нет медикаментозного, лекарственного лечения?
— Совершенно верно. Есть очень узкий пласт врожденных патологий лимфатических сосудов, при которых лекарства могут быть эффективны. Но онкологическим пациентам с лимфедемой они не назначаются.
Есть данные о положительном эффекте противовоспалительных препаратов при длительном приеме, но обширные научные доказательства пока не получены.
— Как часто к вам обращаются пациенты с запущенным состоянием?
— Достаточно часто. Это зависит от того, насколько человек информирован.
В маммологическом центре Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени И. П. Павлова мы сравнивали пациентов, которые посещали Школы пациентов после операции с теми, кто этого не делал.
Цифры получились впечатляющими.
Если у людей была хоть какая-то информация, то почти в 85% случаях они приходили на первой стадии лимфатического отека, когда можно было быстро и эффективно привести конечность в порядок. Люди, которые никогда не слышали про лимфедему, в 85% приходили на 2-3 стадии отека. Эта обратная пропорция впечатлила.
— А есть ли какие-то вещи, которые можно делать самостоятельно?
— Какое-то время, пока человек добирается к лимфологу или классический вариант комплексной физической противоотечной терапии (КФПТ) противопоказан, можно использовать бандажную систему. Она сделана из материала, который в несколько раз толще, чем бинт, у нее есть каркас и липучки.
Использовать эту систему очень просто — ее не надевают, как трикотаж, нужно просто закрепить на липучки, ряд за рядом. Если человек все правильно сделал и нижние части затянул сильнее, чем верхние, то бандажная система может защитить от нарастания отека и даже немного его убрать.
— Как правильно подобрать компрессионное белье? Какие есть нюансы?
— Оптимально, чтобы подбором компрессионного белья занимался лечащий врач, а не сотрудник ортопедического магазина. Именно врач учитывает особенности пациента и знает, как себя ведет отек — насколько он агрессивный, как быстро возвращается, и как пациент переносит компрессию. Трикотаж шьется конкретно под каждого пациента, с учетом размеров конечности, которые нужно сохранить после интенсивной фазы лечения. Чтобы правильно сделать замеры, врачи проходят специальное обучение.
Компрессионному трикотажу плоской вязки принадлежит ключевая роль во второй фазе лечения. От того, как он будет удерживать размеры конечности, зависит сохранение эффекта всех предыдущих процедур.
Важно снимать мерки после снятия отека. То есть сначала нужно пройти часть лечения, а потом уже шить трикотаж. Если снять замеры и надеть трикотаж на сильный отек, есть вероятность, что компрессионное изделие сядет плохо, не будет выполнять свои функции и пациент не сможет его носить.
«Физическая активность — это значимый аспект реабилитации после рака молочной железы»
— Что еще пациентам важно знать о реабилитации после рака молочной железы? Из чего она состоит?
— Для начала повторюсь, что лимфедема после рака молочной железы (РМЖ) развивается примерно у 40% женщин, но кто попадет в эти 40%, заранее сказать нельзя. Поэтому о профилактике важно знать всем, кто проходит лечение. Кроме того, бывает лимфедема нижних конечностей — после лечения онкологических заболеваний органов малого таза и лимфодиссекции паховых лимфатических узлов при меланоме.
Лимфодиссекция (лимфаденэктомия) — хирургическое удаление лимфатических узлов при злокачественном процессе.
Чтобы снизить риски, нужно знать, как уменьшить нагрузку на лимфатическую систему, что можно делать, что нельзя, как вовремя заметить развитие лимфедемы. Эта информация для 100% женщин после рака молочной железы и онкозаболеваний органов малого таза.
Очень важно удерживать нормальную массу тела. Неоднократно в научных работах была доказана прямая взаимосвязь между избыточной массой тела и рисками развития и ухудшения лимфедемы. Мы редко про это вспоминаем, но на консультации врачам нужно подчеркивать, насколько это важно. И если человек не справляется со снижением веса сам, необходимо направлять за помощью к специалистам эндокринологам-диетологам.
Для женщин, у которых лимфедема все-таки развилась, нужна комплексная физическая противоотечная терапия (КФПТ), которая состоит из двух фаз.
- Первая фаза — это мануальный лимфодренажный массаж, компрессионное бандажирование бинтами низкой степени растяжимости, уход за кожей и лечебная физкультура. Выполнять эти процедуры должен квалифицированный сертифицированный специалист по КФПТ.
- Вторая фаза лечения направлена на сохранение результата. Составляющие те же самые, только пациент уже обучен мануальному лимфодренажному массажу и может выполнять его сам. Компрессионная терапия на этом этапе — это ношение компрессионного трикотажа плоской вязки.
К сожалению, лечение РМЖ может сопровождаться повреждением нервов и рубцовыми процессами в подмышечной области, что может привести к целому комплексу проблем с двигательной функцией верхней конечности. Плечо может «уходить» наверх, иногда становится больно поднимать руку выше определенного уровня или невозможно завести ее за спину. Таким пациентам нужно подбирать индивидуальную программу и давать упражнения на сопротивление, увеличение амплитуды движений и растяжку. Иногда необходимы мануальные приемы, работа с триггерными точками, акупунктура (иглорефлексотерапия).
Поэтому реабилитация пациентов после РМЖ должна включать в себя занятия с кинезитерапевтом или физическим терапевтом — специалистом по движениям, осанке и боли. В России таких специалистов пока мало. У нас эту роль выполняют врачи-реабилитологи, физиотерапевты и врачи ЛФК. Причем, как и в Европе, такие занятия должны начинаться с первого дня после операции (а еще лучше даже до).
Кинезитерапия — (kinezis — от греч. «движение», therapy — «лечение») — лечение движением.
«Если лечить людей на ранних стадиях лимфедемы, они остаются полноценными членами общества»
— Что нужно сделать для того, чтобы лечение лимфостаза стало более доступным и эффективным?
— Во многих странах Европы, в Америке и, например, Австралии реабилитация пациентов с лимфедемой отрегулирована на уровне стандарта. Пациентам не нужно ничего искать. Если у человека начинается лимфедема, то за ним закрепляют физического терапевта, который делает все необходимые процедуры — от массажа и бандажирования до помощи в подборе трикотажа.
В России пока нет отлаженной маршрутизации. Пациенты тратят очень много времени, чтобы в принципе найти лимфолога, который разбирается в проблеме. К сожалению, на пути поиска многие сталкиваются с мошенниками или неквалифицированными специалистами, не получают хороших результатов и разочаровываются в лечении и медицине.
Чтобы лечение было более эффективным, проходить его нужно только у профессионалов с подтвержденной квалификацией, а чтобы таких профессионалов становилось больше, медицинские работники должны иметь возможность попасть на качественное обучение.
Число лимфологов в стране увеличивается. Но их по-прежнему гораздо меньше, чем должно быть, чтобы помогать пациентам на местах.
К счастью, удалось обеспечить качественное образование в этой сфере — интенсивный курс с возможностью практики можно пройти в клинике Limpa-Training на базе СПбГМУ им. академика И.П.Павлова в Санкт Петербурге или на базе Казанского Федерального университета.
Вторая проблема — финансирование. Страховые компании не берут на себя расходы за процедуры и трикотаж. Среднестатистический комплект компрессионного трикотажа — рукав и перчатка — стоит от 22 до 36 тысяч рублей. Из них по индивидуальной программе реабилитации (ИПР), если человек оформил инвалидность, вернут в лучшем случае 2 тысячи рублей. Учитывая то, что это не разовая покупка и трикотаж нужно менять каждые 6 месяцев, финансовая нагрузка на пациента ложится огромная, найти такие деньги может очень маленький процент людей. Поэтому важно, чтобы лечение лимфедемы было включено в систему ОМС.
Я всегда стараюсь донести, что если лечить людей на ранних стадиях заболевания, то они остаются полноценными членами общества, которые могут работать и платить налоги. Ведь лимфедема — это не просто большая рука или нога, это конечность, которая через время перестает нормально двигаться — на ней могут образовываться язвы, истекать лимфа, значительно повышается риск инфекции. В таком состоянии человек не может полноценно работать, он вынужден госпитализироваться с осложнениями, его лечение становится действительно затратным для государства.
Так лучше не превращать людей в инвалидов и помогать им вернуть нормальное качество жизни на стадии, когда можно обойтись малыми усилиями и затратами.
Важные контакты:
- Большую серию Школ пациентов в записи выпустила Ассоциация лимфологов России. Чтобы получить доступ ко всем занятиям, нужно зарегистрироваться на сайте в личном кабинете. Кроме того, любой вопрос — например, есть ли в вашем городе лимфолог — вы можете задать на сайте Ассоциации лимфологов России.
- Очные школы пациентов проводятся не только в Москве и Петербурге. Обучение в разных городах проводит Иван Геннадьевич Макаров, руководитель НПЦ Лимфа. Об анонсах можно узнать на его странице в Инстаграме, а на канале в YouTube ознакомиться с очень полезными видео по теме. Также Иван Геннадьевич выпустил книгу для пациентов «Жизнь с лимфедемой», она доступна для бесплатного скачивания на его сайте.
- Школы пациентов проводятся не только оффлайн. Если вы живете в регионе, то можете записаться на школу к одному из российских специалистов в формате онлайн.
- Школы пациентов Александры Ровной можно посмотреть в записи на YouTube. О предстоящих мероприятиях можно узнать в телеграм-канале «Лимфедема. Мы вместе» или на странице равного консультанта в онкологии и лимфологии Екатерины Кукушкиной.
- Также школы пациентов проводит хирург, флеболог и лимфолог Марина Демехова. Об анонсах можно узнать здесь.
- Полезную информацию о жизни после лечения рака молочной железы, в том числе о восстановлении работы лимфатической системы, можно найти в справочнике «Онко Вики» фонда медицинских решений «Не напрасно».
- Если вы или ваш близкий столкнулись с онкологическим заболеванием и нуждаетесь в помощи эксперта, заполните заявку на сайте бесплатной онлайн-справочной «Просто спросить». Специалист поможет узнать больше о диагнозе, корректности назначенной схемы лечения и необходимых обследованиях.
Все собранные средства идут на оплату экспертов, задействованных в консультациях, и на работу сервиса. Поддерживая системные проекты - образование талантливых врачей, просвещение широкой аудитории, внедрение технологий скрининга рака, - вы можете внести вклад в спасение сотен и тысяч людей в России и обеспечить помощь себе и своим близким, если в ней возникнет необходимость.