Общение с пациентами с РАС: инструкция для врачей
29.04.2021Расстройства аутистического спектра (РАС) диагностируются все чаще. По данным ВОЗ, РАС встречаются у одного из 160 детей. Умение найти контакт с разными пациентами, в том числе людьми с РАС – важный навык врача и одна из составляющих успешного лечения.
Хирург-онколог, преподаватель навыков профессионального общения в медицине Максим Котов рассказал, на что обратить внимание врачу, когда на прием пришел человек с расстройством аутистического спектра.
На что опираться?
Согласно диагностическим критериям DSM-5, люди с расстройством аутистического спектра имеют:
– проблемы с общением и взаимодействием с другими людьми;
– ограниченные интересы и стереотипное поведение.
Выраженность РАС может быть разной: некоторые люди с аутизмом не нуждаются в поддержке, другим же она необходима в течение всей жизни – поэтому проявления аутизма называют спектром.
При планировании консультации лучше всего использовать Калгари-Кембриджскую модель. Она разбивает медицинскую консультацию на несколько этапов:
-
Начало консультации
-
Сбор информации
-
Осмотр
-
Разъяснение и планирование
-
Завершение
Скорее всего, пациент придет на прием с родственниками или другим сопровождением – с сопровождающими важно сотрудничать и опираться на их опыт взаимодействия с человеком. При этом с пациентом с РАС важно общаться как с самостоятельным участником коммуникации.
Начало консультации
Уменьшите количество сенсорных раздражителей
Сенсорная перегрузка способна вызвать стресс у любого человека. При этом люди с РАС, как правило, переносят ее тяжелее из-за чувствительности к раздражителям – громким звукам, яркому свету. Они могут закрывать уши или глаза, убегать, чтобы защитить себя.
1. Отведите пациента и его сопровождающих в тихую комнату с менее интенсивным освещением и минимальным количеством медицинской техники и персонала. Желательно, чтобы в этой комнате присутствовали только вы, пациент и его сопровождающие. Это уменьшит сенсорную нагрузку на пациента.
2. Расскажите о себе. Некоторые люди с РАС никогда не контактировали с врачами, поэтому могут не понимать, кто такие и чем занимаются медицинские работники. Причины – социальная изолированность людей с РАС и их семей, отсутствие инклюзии, системной поддержки и принятия.
Очень важно рассказать, кто вы и чем сможете помочь. Неизвестность может быть пугающей для любого человека, а у людей с РАС неопределенность может вызвать сильнейший стресс, поэтому необходимо рассказать, что именно будет происходить во время вашего приема.
Люди с РАС могут плохо воспринимать речь, особенно, если вмешиваются посторонние звуки. Это следует учитывать при общении с пациентом и сопровождающими: в каждый момент времени должен говорить кто-то один.
Выяснение причины обращения и сбор анамнеза
Выясните, каким способом пациент лучше всего общается
1. Спросите сопровождающих о предпочтительном способе общения с пациентом: слова, схемы, средства дополнительной коммуникации. Также при разговоре с ними вы можете выяснить подробности истории болезни пациента. Можно выделить время – понаблюдать, как общается пациент с теми, кто его сопровождает.
2. Иногда люди с расстройствами аутического спектра могут демонстрировать агрессивное поведение, например повышать голос или причинять себе вред (аутоагрессия) – это может быть способом сообщить о потребностях. Люди с РАС могут вести себя странно с точки зрения нормотипичных людей: махать руками, раскачиваться на стуле, вращать предметы. Такое поведение может успокаивать людей с РАС, не стоит мешать, если это не причиняет вреда другим.
Разъяснение информации
Уменьшите количество слов
Люди с РАС могут пользоваться или не пользоваться речью, но в любом случае могут взаимодействовать. Задача врача – настроиться на выбранный пациентом канал коммуникации.
Для вербальных пациентов с РАС:
1. Используйте корректные термины, которые можно интерпретировать однозначно. Возможно, вам придется повторять и подчеркивать их, а также сопровождать свои слова простыми жестами.
2. Делайте паузу между словами и короткими предложениями, чтобы дать пациенту время обдумать то, что вы говорите.
3. Не используйте образный язык. Сарказм, идиоматические выражения или чтение между строк не сработают. Люди с РАС воспринимают информацию буквально. Ваше невербальное общение также должно быть максимально однозначно и полностью соответствовать тому, о чем вы говорите.
Для невербальных пациентов с РАС:
1. Демонстрируйте готовность помочь пациенту использовать удобный для него способ общения. Люди с РАС могут общаться с помощью картинок, некоторым будет удобнее использовать рукописные заметки, планшет, а также другие средства альтернативной и дополнительной коммуникации, чтобы сообщить вам информацию.
Общие рекомендации:
1. По возможности используйте простые жесты и визуальную поддержку – изображения, показывающие процедуру (например, процесс измерения артериального давления).
2. В новой обстановке любому человеку (и в особенности человеку с РАС) может потребоваться больше времени, чтобы начать воспринимать информацию. В этой ситуации врачу необходимо проявить терпение и выбрать подходящий момент для разъяснения информации. Разговаривайте спокойно, так как слишком громкий голос может спровоцировать защитную реакцию.
3. Дайте пациенту время отреагировать. Это поможет уменьшить беспокойство и сделать ситуацию комфортнее.
3. Предполагайте компетентность – это проявление уважения к личности. Не стоит думать, что пациент не понимает информацию, которую вы сообщаете.
Все собранные средства идут на оплату экспертов, задействованных в консультациях, и на работу сервиса. Поддерживая системные проекты - образование талантливых врачей, просвещение широкой аудитории, внедрение технологий скрининга рака, - вы можете внести вклад в спасение сотен и тысяч людей в России и обеспечить помощь себе и своим близким, если в ней возникнет необходимость.