Мария Степанова: пять заповедей общения с пациентом

17.06.2019

Фото: Серафима Дорошенко

Корреспондент Фонда профилактики рака Полина Фоминцева встретилась с химиотерапевтом и выпускницей Высшей школы онкологии Марией Степановой и выяснила, как говорить пациентам правду и при этом сохранить себя.

Мария работает в ГБУЗ «Санкт-Петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)» и ведет консультации пациентов в сервисе “Просто спросить”. Она как никто другой знает ответы на эти вопросы.

НЕ ВРИ

Я не люблю, когда заходят в палату и говорят, что пациента быстро вылечат и все будет хорошо. Потому что неправда, а онкологический больной сродни ребенку: он тебе доверяет, но чувствует, когда ты врешь. Даже когда ко мне приходят родственники пациента и просят не сообщать ему о диагнозе, я отвечаю отказом: ваш родной человек — не дурак. Он понимает, почему он в этом отделении.

УЧАСТВУЙ

Еще важный момент. Пациент и родственники должны принимать участие в лечении. В России, к сожалению, это не принято. К нам приходят пациенты, мы рассказываем про возможные варианты лечения и спрашиваем, какой им подходит больше всего, на что получаем отрешенное «Я не врач и не хочу в этом участвовать. Примите решение сами». Здесь для врача крайне важно показать, насколько важно сейчас научиться принимать решения и брать на себя ответственность за свое здоровье и за здоровье близкого. От этого зависит исход битвы.

СОПЕРЕЖИВАЙ

Я всегда ставлю себя на место пациента. Это помогает мне понять, насколько человек готов открыться. Дальше я начинаю копать глубже и встречаю положительную реакцию в ответ, можно быть уверенным — доверие возникнет, и работать будет проще.

Иногда важно сказать, насколько тебе приятно общение с этим человеком и насколько тебе важны его слова.

ВЕРЬ

У меня была пациентка: 32 года, опухоль желудка, крайне неблагоприятный прогноз. От нее все отказались. На начальном этапе я объяснила ей и ее супругу: мы попробуем сделать все, что в наших силах, но я не знаю, ответит ли она на лечение.

До начала лечения она была измученная: собранные в пучок волосы, без косметики, совершенно вымотанная. На второй курс она пришла ко мне с большим букетом цветов, а я ее не узнала! Пышные кудри, макияж: «Мне очень важно, что вы в меня поверили», — сказала она тогда.

ЗАБОТЬСЯ О СЕБЕ

Я эмоциональный человек, не умею абстрагироваться, и это моя и сильная и слабая сторона. В начале моей работы не стало 6 человек за 2 месяца. И каждый раз я говорила с близкими, объясняла ситуацию, все пропускала через себя.

Я помню период, когда выходила из больницы в час ночи, а в семь утра снова возвращалась на рабочее место. Больше года без отпуска в таком темпе привели к тому, что я перестала адекватно воспринимать критику - все принимала в штыки, могла разрыдаться в любой момент.

Я понимала, что это уже предел. Поэтому первым делом я купила билеты и улетела домой. Дом — это место силы, где близкие восстанавливают меня по крупицам. Здесь можно побыть в позиции слабого, а не решать глобальные вопросы. Заботиться о себе — очень важно. Это помогает восстановиться и снова помогать. 

Поделиться с друзьями

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой записи

Оставить комментарий

Комментарий появится здесь после прохождения модерации и будет виден всем посетителям сайта. Пожалуйста, не включайте в текст комментария ваши личные данные (полные ФИО, возраст, город, должность), по которым вас можно идентифицировать.

Другие статьи по теме
Новые материалы