«В первую очередь задавайте врачу вопросы»: как защитить себя от мошенников в медицине
28.08.2023За последние три года 49% россиян интересовались профилактикой, диагностикой и лечением рака, а также реабилитацией после онкологического заболевания, показало исследование фонда «Не напрасно» и независимой научной команды*.
Чаще всего такую информацию ищут в интернете, при этом 65% жителей не задумываются об официальности, авторитетности и достоверности ее источника. Больше всего люди прислушиваются к мнению медработников, но есть и те, кто доверяет блогерам без медицинского образования и представителям нетрадиционной медицины.
Попросили онколога-химиотерапевта Владислава Евсеева рассказать, как защитить себя от мошенников в медицине и на какие красные флаги обратить внимание. А также собрали статьи, которые помогут лучше понять, какие вопросы задать врачу, что делать, если мнения специалистов разошлись, и как определить, что информация в СМИ и соцсетях недостоверна.
Рассказывает онколог Владислав Евсеев:
1. Задавайте вопросы
Это лучший способ понять, что вам предлагают какой-то нестандартный метод лечения.
- Если вы приходите к врачу и понимаете, что его рекомендации принципиально отличаются от тех, которые вам давали раньше, спрашивайте, был ли у этого доктора и в клинике опыт назначения такого варианта лечения и — что немаловажно — применяется ли эта методика в других странах.
- Если вам предлагают «уникальный» препарат, то поинтересуйтесь, почему такой метод лечения есть только в этой конкретной клинике.
- Если вам обещают необычайно хорошие результаты, уточняйте, на основании чего врач считает, что выбранная им методика действительно лучше устоявшихся подходов к лечению.
2. Обращайтесь за вторым мнением
Помните, что не во всех ситуациях лечение необходимо начинать незамедлительно. У вас всегда есть возможность обратиться за вторым мнением: прийти в другую клинику или к другому врачу. Не бойтесь этого.
Многие клиники проводят дистанционные консультации. Также можно запросить телемедицинскую консультацию по системе «врач — врач», когда несколько врачей собираются на консилиум и вместе обсуждают ситуацию.
Так вы сможете узнать мнения других специалистов и принять взвешенное решение, понять, какой вариант лечения вам лучше подходит и не расходятся ли радикально рекомендации разных врачей друг с другом.
3. Ищите информацию самостоятельно
Сейчас источников информации очень много, и понять, какому можно доверять, а какому нет, бывает затруднительно. Тем не менее, если сведения о каком-то варианте лечения представлены только на одном сайте, это должно вас насторожить.
Помните, что многие крупные клиники и профессиональные организации ведут разделы и для пациентов. Как правило, cтатьи в таких источниках несколько раз перепроверяются врачами перед публикацией и обновляются, когда в подходах к диагностике и лечению появляются существенные изменения.
4. Красные флаги, которые должны вас насторожить:
- Информация о варианте лечения, который вам предложили, есть только на сайте одной клиники.
Как правило, если появляется прорывной метод лечения или препарат, о нем пишут в научных журналах, делают доклады на конференциях, рассказывают профессиональные ассоциации и пациентские организации. Также можно поискать информацию об этой методике лечения на английском языке. Если она есть только на сайте какой-то отдельно взятой клиники, это должно вас насторожить.
- Врач категорически против «второго мнения» или не отвечает на ваши вопросы, на основании чего и почему рекомендует этот вариант лечения.
Если врач уверен в том, какие примерно должны быть результаты лечения, он сможет вам объяснить, почему склоняется к тому или иному подходу, и не будет против того, чтобы вы получили консультацию другого специалиста.
- Вас обещают вылечить от хронического заболевания, и результаты в этой клинике кардинально лучше, чем в других лечебных заведениях.
Например, раньше врачи вам говорили, что это заболевание хроническое и вылечить его невозможно, можно только перевести в ремиссию. А сейчас другой специалист, к которому вы пришли на прием, рассказывает, что появился метод, способный полностью излечить вас от болезни, и обещает крайне хорошие исходы лечения — например, в два раза лучше, чем в других лечебных заведениях.
Не факт, что это неправда, но по крайней мере такие слова должны вас насторожить, подтолкнуть к тому, чтобы поискать информацию либо обратиться к еще одному врачу и узнать его мнение.
- Нет ссылок на научные статьи, рекомендации профессиональных сообществ.
5. Что еще почитать:
Какие вопросы стоит задать онкологу во время подготовки к лечению?
Объясняет онколог Антонина Урлова:
После обследований и установки точного диагноза все пациенты должны пройти консилиум. Он нужен для того, чтобы составить план лечения и определить, в каком объеме оно возможно.
На консилиуме будут врачи разных специальностей. Основной состав – хирург, химиотерапевт и специалист по лучевой терапии. При необходимости в консилиум включают специалистов по другим методам лечения. При этом самый важный его участник — это вы.
Вы можете задать любые интересующие вас вопросы, например:
- Есть ли «золотой стандарт» лечения при этой опухоли — то есть метод, дающий лучший результат?
- Какое лечение показано в моем случае?
- Какая цель у моего лечения: излечение от рака, контроль роста опухоли, избавление от симптомов, которые вызывает опухоль?
- Какое лечение еще мне можно применить?
- Будут использоваться оригинальные препараты или дженерики (препараты с такой же химической формулой и действующим веществом, но произведенные другой компанией)? Имеет ли это значение в моей ситуации?
Есть вопросы, которые можно задавать вне зависимости от способа лечения:
- Есть ли противопоказания к этому лечению?
- Нужна ли подготовка к этому лечению?
- Как понять, что лечение помогает?
- Какие осложнения могут быть при этом лечении?
- Нужно ли мне наблюдаться у других специалистов во время лечения: терапевта, эндокринолога, кардиолога, дерматолога, гастроэнтеролога?
- Как лечение повлияет на мою способность иметь детей? Нужны ли дополнительные процедуры, чтобы иметь детей в будущем?
- Я смогу работать во время или после лечения?
Что делать, если мнения врачей разошлись?
Бывает так, что после консультаций у разных врачей у человека появляются заключения с противоположными мнениями. В такой ситуации важно получить максимум информации от каждого специалиста и таким образом определиться, кому из докторов можно довериться.
Онколог-химиотерапевт Сергей Югай:
«Этот вопрос отводит нас к неким критериям, по которым мы стараемся определить компетентного врача. Если давать краткий чек-лист, он будет примерно такой:
- врач уважительно относится к вашему мнению, каким бы оно ни было (в том числе к отказу от лечения);
- врач дает вам высказать свою позицию, эмоции и страхи;
- врач максимально полно информирует вас в рамках интересующих вопросов и позволяет задавать новые в пределах времени консультации;
- врач в объяснениях старается опираться на научные факты, мировой опыт, клинические рекомендации. В речи не фигурируют постоянные отсылки к личному опыту или опыту клиники. Исключением могут быть специалисты по редким болезням или обладатели уникальных навыков. Например, если хирург выполняет какую-то очень редкую операцию, которую больше в городе/стране никто не делает, то отсылки к личному опыту — это вполне нормально;
- врач старается помочь вам выбрать лечение, а не навязывает свой вариант как единственно верный. В попытках отстоять свою позицию использует рациональную аргументацию, а не позицию силы, угроз, обвинений».
Врачей, мнения которых разошлись, важно спросить:
- Почему они считают предлагаемый ими метод диагностики и лечения правильным?
- Какие существуют риски? Как намеченное лечение отразится на дальнейшем состоянии человека?
Если есть такая возможность, стоит попросить врача созвониться с доктором, предоставившим противоположное мнение, и обсудить детали напрямую. Важно обсудить с каждым из специалистов рекомендации его коллег.
Онколог-химиотерапевт, специалист по паллиативной помощи Ольга Маторина:
«У меня есть пациентка, которая достаточно давно лечится и периодически посещает онколога по месту жительства. И этот специалист постоянно говорит ей, что ее лечат неправильно и что давным-давно уже пора прекращать терапию. Хотя в целом у пациентки есть ответ на лечение.
К сожалению, такие конфликты врачебных мнений возникают. Если что-то подобное происходит, я говорю пациентам, что готова на громкой связи поговорить с коллегой или дать коллеге мой номер, чтобы выяснить, по какой причине происходит такое расхождение».
Кроме того, Ольга Маторина старается узнавать у пациентов, какие рекомендации им дают другие специалисты:
«Я прошу отправлять мне заключения других докторов, чтобы понимать, одинаково ли мы видим ситуацию. В свою очередь, если пациент пришел ко мне за вторым мнением, и я не согласна с доктором, у которого он уже был, я всегда стараюсь в рекомендациях пояснить, почему я назначаю пациенту то или иное лечение, со ссылкой на исследование или с описанием ситуации пациента».
Врач и пациент должны выбирать план лечения вместе, с учетом плюсов и минусов каждого из вариантов и рисков, которые они влекут.
Онколог-химиотерапевт Сергей Югай:
«Врач не должен полностью брать на себя инициативу. При этом оставлять пациента один на один с информацией, которая не всегда может быть ему полностью понятной, тоже не вариант.
Задача врача — максимально подробно отвечать на вопросы пациента, помогая ему глубже разобраться в проблеме, понять ожидаемые преимущества и риски от того или иного решения, чтобы на их основании сделать правильный выбор».
Ольга Маторина также советует пациентам отстаивать свои права на более эффективный вариант медицинской помощи.
Подробнее: «Поиск наилучшего решения: что такое второе мнение в онкологии и зачем его получать»Как понять, что информация в СМИ и соцсетях недостоверна?
Объясняет онколог Юлия Тютрина:
Иногда понять, что информация правдива, бывает очень сложно даже врачам. Однако есть несколько признаков, что, скорее всего, вас пытаются обмануть или преподнести информацию под другим углом:
- Кричащие заголовки, в которых фигурируют громкие выражения «прорыв», «сенсация», «спасение», «надежда». Особенно стоит насторожиться, если в тексте не описывается подробно, где, кто и когда совершил этот прорыв.
- Мнение одного человека выдается за истину. Зачастую бывает, что в статье пишут: «Академик N подтвердил эффективность препарата на своих пациентах» или «Пять пациентов после приема этого препарата отметили, что препарат работает». К сожалению, такой метод подтверждения работы лекарственного средства является самым низким по качеству доказательства.
- Нет ссылок на оригинальные статьи или новость, где можно было бы прочитать подробнее, ознакомиться с доказательствами и первоисточниками.
- Нет подтверждения этой информации в медицинском сообществе. Например, если статья опубликована в социальной сети, но этой новости нет на официальных страницах медицинских сообществ. Например, RUSSCO, ASCO, ESMO — на каждом из этих сайтов есть раздел «новости».
- Универсальный механизм действия препарата, который описан очень поверхностно. Если речь идет о лечении, то нужно обращать внимание на механизм действия препарата, на ком он изучался и изучался ли. Например: «препарат имеет универсальный механизм действия: заживляет раны, очищает кожу, вызывает стимуляцию иммунитета, ускоряет рост клеток, обладает антибактериальным эффектом, вызывает рост волос». Как правило, у препарата, который изучался в лаборатории и на животных, есть четкий механизм действия, и он объясняется в инструкции или в тексте. Препарат состоит из молекул лекарственного вещества. Эти молекулы в организме человека имеют цель — на что она влияет. Одна молекула редко может работать на разные функции организма одинаково хорошо.
- В тексте есть обещание спасти и вылечить пациента. Особенно часто в статьях о платных нетрадиционных или не одобренных методах лечения онкологических пациентов фигурируют формулировки, обещающие безоговорочное спасение и излечение пациента. Иногда приводится история пациентов, которым якобы помогло это лечение. Это манипуляция страхом пациента и его родственников, желанием помочь и подарить надежду справиться с болезнью. Важно помнить, что ни одно лекарство не дает полной гарантии излечения. И врачи никогда не дают ложных надежд о вероятности излечения, особенно, если пациент длительно болеет и у него исчерпаны методы традиционного лечения.
Какие еще красные флаги могут быть?
Объясняет онколог Полина Шило:
Несмотря на то что при современных методах активных и агрессивных продаж распознать мошенников порой бывает непросто, есть несколько признаков, по которым все-таки можно определить, что вас хотят обмануть. Перечислю основные из них.
- Гарантия результатов, громкие фразы и лозунги по типу «100% пациентов излечиваются этим способом!», «Гарантия излечения четвертой стадии рака!»
К сожалению, за этими лозунгами зачастую не стоит ничего, кроме жажды наживы. Доказательная медицина никогда не может дать стопроцентной гарантии результата, и в этом она проигрывает мошенникам, которым ничего не стоит пообещать пациентам все что угодно.
- Апелляция к «теориям заговора»: «врачи скрывают от вас эту информацию», «фармацевтическим компаниям это невыгодно, и мне не дали продолжить исследования, но я несу людям пламя знаний»
Если видите или слышите подобные фразы, то бегите от такого «специалиста» со всех ног: скорее всего, вы столкнулись с мракобесом с манией величия.
- Ореол уникальности: «авторские методики», «эксклюзив»
Современная наука — это не дело одного человека. Нет такого специалиста, который мог бы изобрести лекарство и проверить его эффективность в одиночку — этим занимаются целые исследовательские институты, огромные лаборатории. Проведением исследований занимаются крупные компании, а человек, который говорит, что он все сделал сам, в лучшем случае заблуждается, а скорее всего, просто врет.
- Эмоциональный стиль повествования
Научный текст обычно бывает сухим, потому что он ориентирован на описание результатов исследования, а не на попытку привлечь пациента словами «НАДЕЖДА» и «ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ», написанными крупными или заглавными буквами. Именно по этой причине научный текст бывает менее привлекательным: он не заигрывает с читателем и не пытается «задеть за живое».
- Манипуляции
Если вы чувствуете, что вами пытаются манипулировать — то есть играют на вашем страхе заявлениями типа «вы что, будете просто сидеть и ждать рецидива опухоли?», на чувстве вины («вот вы сейчас уйдете и потом пожалеете») или на желании сделать все, что возможно, для любимого человека, это, скорее всего, манипуляция. Честный специалист так делать не будет — он предоставит нужную информацию.
- Отсутствие ссылок на научные источники
Я специально не вынесла этот пункт в число первых, потому что нередко такие ссылки на «научные источники» могут быть даже у мошенников. Для того чтобы понять, что этот источник некачественный, могут потребоваться дополнительные навыки работы с информацией и профильное образование, но в целом важно помнить, что далеко не любая статья является настоящим доказательством. К примеру, доказательство эффективности чего-то на мышах — далеко не гарантия того, что это сработает на человеке (об этом я уже рассказала в разделе о клинических исследованиях), да и в целом «мусорных» псевдонаучных публикаций тоже бывает достаточно.
Подробнее: «Перекись водорода, сода и голодание: какие методы не вылечат от рака (и даже навредят)»
* В команду независимых исследователей вошли сотрудники Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Московского физико-технического института и Российского общества «Знание»
Фотография на обложке: Kristine Wook / Unsplash
Все собранные средства идут на оплату экспертов, задействованных в консультациях, и на работу сервиса. Поддерживая системные проекты - образование талантливых врачей, просвещение широкой аудитории, внедрение технологий скрининга рака, - вы можете внести вклад в спасение сотен и тысяч людей в России и обеспечить помощь себе и своим близким, если в ней возникнет необходимость.