Общение с пациентами с РАС: инструкция для врачей

29.04.2021
3164

Расстройства аутистического спектра (РАС) диагностируются все чаще. По данным ВОЗ, РАС встречаются у одного из 160 детей. Умение найти контакт с разными пациентами, в том числе людьми с РАС – важный навык врача и одна из составляющих успешного лечения. 

Хирург-онколог, преподаватель навыков профессионального общения в медицине Максим Котов рассказал, на что обратить внимание врачу, когда на прием пришел человек с расстройством аутистического спектра.

На что опираться?

Согласно диагностическим критериям DSM-5, люди с расстройством аутистического спектра имеют:

– проблемы с общением и взаимодействием с другими людьми;

– ограниченные интересы и стереотипное поведение.

Выраженность РАС может быть разной: некоторые люди с аутизмом не нуждаются в поддержке, другим же она необходима в течение всей жизни – поэтому проявления аутизма называют спектром.

При планировании консультации лучше всего использовать Калгари-Кембриджскую модель. Она разбивает медицинскую консультацию на несколько этапов:

  1. Начало консультации

  2. Сбор информации

  3. Осмотр

  4. Разъяснение и планирование

  5. Завершение

Скорее всего, пациент придет на прием с родственниками или другим сопровождением – с сопровождающими важно сотрудничать и опираться на их опыт взаимодействия с человеком. При этом с пациентом с РАС важно общаться как с самостоятельным участником коммуникации.

Начало консультации

Уменьшите количество сенсорных раздражителей

Сенсорная перегрузка способна вызвать стресс у любого человека. При этом люди с РАС, как правило, переносят ее тяжелее из-за чувствительности к раздражителям – громким звукам, яркому свету. Они могут закрывать уши или глаза, убегать, чтобы защитить себя.

1. Отведите пациента и его сопровождающих в тихую комнату с менее интенсивным освещением и минимальным количеством медицинской техники и персонала. Желательно, чтобы в этой комнате присутствовали только вы, пациент и его сопровождающие. Это уменьшит сенсорную нагрузку на пациента.

2. Расскажите о себе. Некоторые люди с РАС никогда не контактировали с врачами, поэтому могут не понимать, кто такие и чем занимаются медицинские работники. Причины – социальная изолированность людей с РАС и их семей, отсутствие инклюзии, системной поддержки и принятия. 

Очень важно рассказать, кто вы и чем сможете помочь. Неизвестность может быть пугающей для любого человека, а у людей с РАС неопределенность может вызвать сильнейший стресс, поэтому необходимо рассказать, что именно будет происходить во время вашего приема.

Люди с РАС могут плохо воспринимать речь, особенно, если вмешиваются посторонние звуки. Это следует учитывать при общении с пациентом и сопровождающими: в каждый момент времени должен говорить кто-то один. 

Выяснение причины обращения и сбор анамнеза

Выясните, каким способом пациент лучше всего общается

1. Спросите сопровождающих о предпочтительном способе общения с пациентом: слова, схемы, средства дополнительной коммуникации. Также при разговоре с ними вы можете выяснить подробности истории болезни пациента. Можно выделить время – понаблюдать, как общается пациент с теми, кто его сопровождает.

2. Иногда люди с расстройствами аутического спектра могут демонстрировать агрессивное поведение, например повышать голос или причинять себе вред (аутоагрессия) – это может быть способом сообщить о потребностях. Люди с РАС могут вести себя странно с точки зрения нормотипичных людей: махать руками, раскачиваться на стуле, вращать предметы. Такое поведение может успокаивать людей с РАС, не стоит мешать, если это не причиняет вреда другим.

Разъяснение информации

Уменьшите количество слов

Люди с РАС могут пользоваться или не пользоваться речью, но в любом случае могут взаимодействовать. Задача врача – настроиться на выбранный пациентом канал коммуникации.

Для вербальных пациентов с РАС:

1. Используйте корректные термины, которые можно интерпретировать однозначно. Возможно, вам придется повторять и подчеркивать их, а также сопровождать свои слова простыми жестами.

2. Делайте паузу между словами и короткими предложениями, чтобы дать пациенту время обдумать то, что вы говорите. 

3. Не используйте образный язык. Сарказм, идиоматические выражения или чтение между строк не сработают. Люди с РАС воспринимают информацию буквально. Ваше невербальное общение также должно быть максимально однозначно и полностью соответствовать тому, о чем вы говорите.

Для невербальных пациентов с РАС:

1. Демонстрируйте готовность помочь пациенту использовать удобный для него способ общения. Люди с РАС могут общаться с помощью картинок, некоторым будет удобнее использовать рукописные заметки, планшет, а также другие средства альтернативной и дополнительной коммуникации, чтобы сообщить вам информацию. 

Общие рекомендации:

1. По возможности используйте простые жесты и визуальную поддержку – изображения, показывающие процедуру (например, процесс измерения артериального давления).

2. В новой обстановке любому человеку (и в особенности человеку с РАС) может потребоваться больше времени, чтобы начать воспринимать информацию. В этой ситуации врачу необходимо проявить терпение и выбрать подходящий момент для разъяснения информации. Разговаривайте спокойно, так как слишком громкий голос может спровоцировать защитную реакцию.

3. Дайте пациенту время отреагировать. Это поможет уменьшить беспокойство и сделать ситуацию комфортнее.

3. Предполагайте компетентность – это проявление уважения к личности. Не стоит думать, что пациент не понимает информацию, которую вы сообщаете. 


Максим Котов
Максим Котов
Поделиться с друзьями

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой записи

Оставить комментарий

Другие статьи по теме
Новые материалы