
Что мы знаем о COVID-19
30.04.2021Одна из ключевых задач проекта «Просто спросить о COVID-19» – перевод научных статей и рекомендаций, посвященных новой коронавирусной инфекции. С начала пандемии команда проекта перевела 417 материалов для медиков разных специальностей.
Изучили переводы и с их помощью вспомнили важные этапы пандемии.
Тесты на антитела
Тесты на антитела к новой коронавирусной инфекции появились в России весной 2020 года. С помощью этих тестов можно определить, сталкивался ли человек с COVID-19. На практике опция с определением антител к коронавирусной инфекции оказалась более полезной для исследователей, чем для населения. Первым она помогает определить масштабы распространения вируса. Например, согласно последним данным исследования популяционного иммунитета к SARS-CoV-2 в Санкт-Петербурге, антитела к новой инфекции имеют 53% жителей города.
Для конкретного человека обнаружение антител мало что меняет: меры предосторожности по-прежнему необходимо соблюдать – неизвестно, защищают ли антитела от повторного заражения (особенно, если речь идет о новых вариантах вируса) и сколько длится эта защита.
Гидроксихлорохин и другое лечение COVID-19
Большинство людей переносят COVID-19 легко – можно обойтись симптоматической терапией, в которую входят обильное питье, отдых и жаропонижающие при необходимости. Но что делать в случае тяжелого течения инфекции?
Ученые и врачи ищут лечение в реальном времени и уже отмели множество вариантов. Одним из первых был гидроксихлорохин – лекарство, которое применяется для лечения аутоиммунный заболеваний, например ревматоидного артрита. Несколько исследований показали эффективность препарата. Согласно результатам, пациенты с тяжелой инфекцией быстрее поправлялись. Однако последующие исследования показали, что гидроксихлорохин не улучшает прогноз. Кроме того, препарат может вызывать побочные эффекты, например нарушения сердечного ритма. Американский регулятор – Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) – отозвал разрешение на использование гидроксихлорохина в чрезвычайных ситуациях в июне 2020 года. Однако в российских временных клинических рекомендациях этот препарат все еще остается.
Позднее в рекомендациях появился фавипиравир. Некоторые первичные исследования демонстрировали эффект, однако другие клинические испытания не показали преимуществ. По словам врача-инфекциониста Оксаны Станевич, сейчас препарат выдают бесплатно амбулаторным пациентам с COVID-19. Оксана предупреждает, что принимать это лекарство может быть опасно, особенно молодым женщинам, планирующим беременность, и людям с хроническими заболеваниями печени и почек.
Не помогают при COVID-19 и антибиотики «на всякий случай»: новая болезнь реже, чем грипп, осложняется бактериальной инфекцией. При этом бесконтрольное использование антибактериальных препаратов ведет к антибиотикорезистентности – устойчивости бактерий к лечению.
Как же врачи лечат тяжелые случаи COVID-19? В ход идут плазма переболевших, глюкокортикостероиды, иммуносупрессивные препараты и моноклональные антитела – для предотвращения избыточной реакции иммунной системы («цитокинового шторма»), антикоагулянты – для профилактики и лечения тромбозов.
Вакцинация от COVID-19
Пока мы ждали вакцин от коронавирусной инфекции, люди предлагали все новые способы профилактики, в число которых попали алкоголь, чеснок и имбирь. Ученые же предположили, что от ковида может защитить сделанная в детстве прививка от туберкулеза (БЦЖ). Результаты исследования показали, что привитые и непривитые в детстве заражались коронавирусной инфекцией одинаково часто.
Вакцины были разработаны быстро – журнал Science назвал это достижение научным «прорывом года». В декабре 2020 года в России стартовала прививочная кампания. Промежуточные результаты 3 фазы исследования российской вакцины «Спутник V» были опубликованы в журнале The Lancet. Согласно выводам авторов, вакцина уменьшает риск заражения в 11,6 раз по сравнению с плацебо. Вероятно, скоро в России широко доступными станут две другие вакцины – «ЭпиВакКорона» и «КовиВак», однако убедительных данных об их эффективности и безопасности пока нет.
Новые штаммы SARS-CoV-2
Мутации SARS-CoV-2 вызывают беспокойство по нескольким причинам: будут ли антитела (и вакцины) защищать от новых вариантов вируса? Станет ли мутировавший вирус более опасным, чем те версии, с которыми человечество имеет дело сейчас?
Одними из самых известных новых вариантов вируса стали британский, бразильский и южноафриканский штаммы. Есть данные, что британский штамм более заразный, и мутации этих разновидностей связаны со снижением чувствительности вируса к антителам.
Тромбозы после вакцинации
Весной 2021 года начали появляться данные о тромбозах после иммунизации вакциной компании AstraZeneca, и некоторые страны приостановили вакцинацию этим препаратом. В апреле комитет по оценке фармакологического риска Европейского агентства лекарственных средств (EMA) опубликовал заявление, согласно которому вакцинация препаратом AstraZeneca действительно может стать причиной тромбоза, однако это случается очень редко (примерно 1 случай на 250 000 вакцинированных), и польза от вакцинации превышает риск. Образование тромбов – одно из осложнений, которое может возникать и при заражении SARS-CoV-2.
Постковид
Восстановление после перенесенной коронавирусной инфекции занимает разное время: кто-то восстанавливается за несколько дней, а у кого-то симптомы сохраняются несколько недель и больше после выздоровления. Такое развитие событий называется постковидным синдромом (другое название long covid). Вероятность развития этого синдрома, по всей видимости, не зависит от степени тяжести заболевания. К распространенным симптомам постковида относятся: усталость и утомляемость, нарушения концентрации и сна, головная боль, потеря обоняния и вкуса, учащенное сердцебиение, боль в груди, мышцах и суставах, одышка, тревога, депрессия и ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Согласно результатам исследования ученых из Сеченовского университета (статья доступна в виде препринта), около половины из 2649 опрошенных пациентов сообщили хотя бы об одном симптоме спустя 6–8 месяцев после выписки. Самыми частыми были усталость и респираторные симптомы.
Прогнозы
Вслед за второй волной пандемии движется следующая: по данным университета Джонса Хопкинса, в Германии, Бразилии, Аргентине она уже началась. По мнению Оксаны Станевич, третьей волны, вероятно, не избежать, учитывая темп вакцинации населения в нашей стране:
«Мы будем чаще наблюдать случаи затянувшейся инфекции у пациентов с ослабленным иммунитетом. У них вирус способен сохраняться в резервуарах, обретая мутации, и выделяться от 2 до 11 месяцев. По-видимому, эта группа людей старалась соблюдать самоизоляцию и получала медицинский отвод от вакцинации. Последствия этого будут более явными как раз сейчас, спустя год после начала пандемии».
Фото на обложке: Владимир Федотов, Unsplash
Все собранные средства идут на оплату экспертов, задействованных в консультациях, и на работу сервиса. Поддерживая системные проекты - образование талантливых врачей, просвещение широкой аудитории, внедрение технологий скрининга рака, - вы можете внести вклад в спасение сотен и тысяч людей в России и обеспечить помощь себе и своим близким, если в ней возникнет необходимость.