
«Нам удается преодолеть боязнь самой темы рака»: как фонд «Не напрасно» обучает пациентов и врачей
15.06.2022Почему мужчины реже заботятся о своем здоровье, что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась, и какие новые проекты готовит фонд, чтобы как можно больше людей могли вовремя получить качественную медицинскую помощь?
В рамках Международной недели мужского здоровья, которая в 2022 году проходит с 13 по 19 июня, мы поговорили обо всем этом с Вадимом Власовым — неврологом, кандидатом медицинских наук, со-основателем и операционным директором фонда «Не напрасно».
«Это классическая реплика: “Пытаемся заставить отца сходить к врачу”»
— Любопытная статистика: в 2021 году с вопросами о профилактике, диагностике и лечении рака в онлайн-справочную «Просто спросить» обращались 73% женщин и только 27% мужчин. При этом, по данным ВОЗ, у каждого пятого жителя планеты в течение жизни диагностируют рак, а заболеваемость у мужчин в 2020 году была на 19% выше, чем у женщин. Как вы можете объяснить такую статистику?
— Эта статистика отражает общемировую: женщины действительно больше думают о своем здоровье и дольше живут, даже в развитых странах мира. Прежде всего это связано с их биологической функцией — продолжением рода, воспитанием детей, заботой о семье и окружающих.
Отношение мужчин к своему здоровью хорошо отражает классическая реплика: «Пытаемся заставить отца сходить к врачу». В этом есть некоторая особенность мужской психики: они равнодушнее и пассивнее женщин в вопросах заботы о себе. С этим стоит бороться, что мы и делаем силой своих проектов.
Мы даем равный доступ к нашим ресурсам без какого-то гендерного подхода. К тому же любым нашим сервисом можно пользоваться дистанционно, что существенно упрощает процесс обращения к врачу. Мы надеемся, что рано или поздно ситуация переломится: мужчины поймут, что своему здоровью нужно уделять внимание, в том числе благодаря нашим усилиям.
Вадим Власов, операционный директор фонда «Не напрасно»
— Каких простых правил стоит придерживаться мужчинам, чтобы сохранить свое здоровье? Что бы вы могли порекомендовать и как человек, который системно занимается медицинскими проектами, и как врач?
— Есть несколько очевидных правил, которые подходят всем.
Первое — здоровое и сбалансированное питание, ведь мы, как известно, есть то, что мы едим. Качество еды, то, насколько человек разумно и равномерно ее потребляет, — все это оказывает серьезное влияние на состояние его здоровья.
Второе правило — разумная и достаточная физическая активность. Природа устроена так, что всегда все находится в движении, и резкая остановка этого процесса противоестественна для любого биологического организма. Даже амеба не может стоять не месте, она постоянно ищет еду.
Третье правило — осторожное отношение к алкоголю, курению и другим зависимостям, которые не удлиняют нашу жизнь и, кстати, влияют на развитие онкозаболеваний. Это правило важно для мужчин всего мира, не только для россиян.
И четвертое правило — поддерживать вокруг себя здоровую психологическую среду, оптимистичное отношение к жизни. Многим не помешает пройти психотерапию, не нужно стесняться заниматься своим психическим здоровьем.
«У порядка 2% из впервые обратившихся к нам женщин удавалось обнаружить рак»
— Почему, будучи врачом, защитив кандидатскую диссертацию, вы поддержали идею организовать некоммерческую организацию для развития медицины в стране, профилактики онкологических заболеваний? Было ли у вас ощущение, что так вы сможете помочь большему количеству человек?
— К тому моменту я много лет занимался фармацевтикой, производством и продажей лекарственных препаратов. Эта коммерческая деятельность мне была понятна. И социальная сфера изначально заинтересовала меня как дополнительная возможность создать информационное поле вокруг своего дела, помочь ему таким образом развиваться. Сначала первично было материальное, потом духовное.
Впоследствии, когда мы вместе с Ильей Фоминцевым и Владиславом Бурхановым стали создавать свои первые общественно значимые инициативы, связанные с ранним выявлением рака молочной железы, я увидел, насколько они востребованы и необходимы.
Со временем, чтобы провести мероприятия и вести хозяйственную деятельность, нам понадобилось юридическое лицо. Так появился фонд, который в то время мы назвали Фондом профилактики рака.
— Многие из тех, кто в некоммерческой сфере занимается темой онкологии, имели свою личную историю, связанную с раком…
— Это не удивительно. Согласно статистике, рак диагностируют каждому пятому человеку. У многих есть близкие родственники, которые страдают онкологическими заболеваниями. Но у меня, к счастью, не было какой-то личной истории, которая привела меня бы меня в фонд.
— Какие первые социальные проекты вы реализовали?
— Мы открыли первые в Санкт-Петербурге пункты по выявлению рака молочной железы, где любая женщина с малейшими сложностями в этом вопросе могла без очереди получить исчерпывающую консультацию онколога. При центрах были организованы кабинеты маммографии, УЗИ, проводились обследования.
Цифры были ужасающими. У порядка 2% из впервые обратившихся к нам женщин удавалось обнаружить рак. Но у большинства из них были еще ранние стадии заболевания. Можно сказать, что мы спасли огромное количество жизней, потому что на ранних стадиях рак молочной железы излечим.
Первые акции Фонда профилактики рака по раннему выявлению рака молочной железы
Через какое-то время мы при поддержке компании Avon объездили всю страну, осмотрели свыше 45 000 женщин, и эта цифра в 2% проходила красной нитью по всем нашим акциям.
То есть наш фонд серьезно поднял проблему скрининга (выявление рака, когда симптомов еще нет — прим.ред.) в стране, мы провели три международные конференции. И были апологетами того, что лучше выявлять рак на ранней стадии, предупреждать его развитие с помощью программ скрининга, это спасает жизни.
Впоследствии мы создали тест «Скрин» — систему персональных рекомендаций по профилактике рака.
«Вдохновляет, что любой человек, даже находясь в далеком сибирском селе, может обратиться к нашему эксперту»
— Почему в 2020 году Фонд профилактики рака сменил название и стал Фондом медицинских решений «Не напрасно»?
— В 2020 году вместе с другими некоммерческими организациями мы реализовали проект «Что делать» для помощи врачам в борьбе с пандемией COVID-19. Мы поняли, что нам уже другие горизонты, другие цели доступны.
В первую очередь, у нас есть настоящий онкологический спецназ — выпускники Высшей школы онкологии. В конце июня их будет 100. Это люди, которые по окончании ординатуры выходят со знаниями медицинской статистики, навыками коммуникации с пациентами, знанием английского языка и умением критически читать и оценивать научные источники.
Три наших выпускника номинированы на список Forbes «30 до 30» (ежегодный рейтинг россиян, которые к 30 годам получили признание в профессиональном сообществе — прим.ред.). Двое выпускников уже удостоены этого звания: Полина Шило и Ростислав Павлов. Учитывая, что у нас всего 100 выпускников будет, то это весомый процент.
Еще один важный проект — портал «Все не напрасно», который мы пытаемся развивать изо всех сил для того, чтобы онкологические пациенты в разных странах могли иметь доступ к качественной информации. Платформа объединяет 4 сервиса фонда: тест «Скрин», онлайн-энциклопедию OncoWiki, онлайн-справочную «Просто спросить» и наше собственное издание — «Профилактика Медиа».
Главная страница платформы «Все не напрасно»
— Большая часть проектов фонда — научно-просветительского характера. Благодаря фонду люди стали лучше разбираться в вопросах онкологии?
— Главное, что нам удается преодолеть — это канцерофобию, то есть боязнь самой темы рака. Многие думают, что рак неизлечим. Это всемирная проблема.
Мы стремимся к тому, чтобы люди не боялись узнавать о раке, чтобы они могли быстро и безболезненно получить все ответы на вопросы, которые их мучают, ведь это помогает в лечении.
Возможно, в ближайшем будущем мы проведем исследование, которое наглядно покажет результаты нашей работы. Но уже сейчас вдохновляет то, что любой человек, даже находясь в далеком сибирском селе, может обратиться к нашему эксперту из ведущего медицинского учреждения страны в сервисе «Просто спросить». Главное, чтобы интернет работал.
Сейчас в России около 600 000 человек ежегодно заболевает раком. Мы ставим перед собой сложную и амбициозную задачу — существенно снизить эту цифру.
«Медицина, основанная на критическом анализе научных трудов, — это идеал, к которому мы стремимся»
— Если бы вы, будучи ординатором, в свое время смогли обучаться в Высшей школе онкологии, что именно в ней вам могло бы понравиться?
— Первое — то, что все-таки вся дополнительная программа, которая создается в Высшей школе онкологии, не только приносит новую информацию людям, которую они в другом месте месте не могут получить, но и мотивирует постоянно самосовершенствоваться.
Второе — пациентоориентированность. Это то, к чему стремится здравоохранение любой страны.
Третье — это доказательность медицины, которой придерживаются наши резиденты.
Все-таки медицина, основанная на критическом анализе научных трудов, — это, наверное, тот идеал, к которому мы стремимся. Чтобы иметь возможность опираться на всю эту систему информации, необходим педагог, который поможет разобраться в огромном количестве данных.
Резиденты 6 набора Высшей школы онкологии
И четвертое, тоже очень важное — возможность читать свежие научные статьи в оригинале. Для этого мы оплачиваем доступ к профессиональным базам знаний и проводим дополнительные занятия по английскому языку. Обучаясь в ординатуре, не каждый может заставить себя изучать последние исследования, актуальные материалы в зарубежных источниках. Другое дело, когда это обязательная часть программы обучения.
— Фонд — это еще и сообщество врачей. Сейчас их около 100, и будет еще больше с каждым новым выпуском ВШО. Все они активны в медиа-пространстве, ведут блоги. Как это влияет на развитие фонда в том числе?
— Мы хотим, чтобы фонд стал местом, где собралось врачебное сообщество — эксперты портала «Все не напрасно». Все они профессионалы, но при этом молодые и активные люди, к которым всегда можно обратиться за помощью. Мы хотим создать экспертный совет, который будет помогать читателям не только на ресурсах фонда.
— То есть к экспертам фонда можно будет«постучаться» напрямую?
— По сути да. Сейчас мы работаем над этим проектом.
«Мы надеемся вернуться в офлайн»
— Фонду уже 12 лет, за это время было много кризисных ситуаций, которые удалось пережить. Как вы считаете, что необходимо организации, чтобы сохранять устойчивость, в том числе в такие турбулентные времена?
— Первое — это наличие команды, которая стабильно работает и заряжена общей идеей.
Даже самого большого профессионала сложно быстро погрузить во все вопросы, которыми мы занимаемся. Ведь наши проекты направлены на улучшение качества медицинской помощи, и готовых специалистов в этой сфере в принципе нет. Когда человек приходит к нам, несмотря на все знания и умения, ему все равно нужно вникнуть в специфику нашей работы, нужно понять, что сотни тысяч людей нуждаются в этом продукте.
Второе — финансирование. Созданные нами программы — очень сложные продукты, которые требуют найма профессиональных людей. Эта деятельность стоит денег, как и все. Общее руководство, администрирование, обработка информации — на все это необходимы постоянные расходы, которые сейчас с большим трудом покрываются.
У нас много планов по развитию фонда. Надеемся, их осуществить. Но из-за кризиса мы лишились нескольких бизнес-партнеров, поэтому пока у нас происходит торможение и финансирования, и планирования. Сейчас мы апгрейдим наши возможности, исправляем ошибки, которые накопились за это время, разрабатываем новые подходы, которые упростят всем пользователям работу с нашими сервисами.
Судя по посещаемости наших ресурсов, видно, что все, что мы делаем, вызывает интерес, что мы создаем уникальные продукты, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Рабочая встреча в фонде «Не напрасно»
— Какого курса будет придерживаться фонд в ближайшее время, каких еще проектов ждать?
— У нас есть 2 глобальных проекта: Высшая школа онкологии и проект «Все не напрасно».
ВШО, несмотря на проблему с ограниченным финансированием в этом году, продолжает работать — мы неплохо отточили наши программы, повысили их эффективность. И надеемся, что в следующем году вновь сможем платить стипендии нашим резидентам.
А портал «Все не напрасно» станет шире и доступнее для онкологических пациентов: мы планируем разработать тест по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, создать виртуальных помощников внутри теста «Скрин» и добавить новые разделы в OncoWiki.
Но главное, что мы предвкушаем после эпохи ковида и связанных с ней ограничений, — это возможность снова проводить научно-просветительские события, лекции и встречи. Мы надеемся вернуться в офлайн. В планах: провести конференцию для молодых ученых и сделать это событие традиционным, а еще реализовать новые программы дополнительного медицинского образования для уже практикующих врачей.
Долгое время эти проекты были заморожены. Пора уже возвращаться. Когда закончится лето, которому присущ спад активности, я думаю, что количество наших программ увеличится.
Все собранные средства идут на оплату экспертов, задействованных в консультациях, и на работу сервиса. Поддерживая системные проекты - образование талантливых врачей, просвещение широкой аудитории, внедрение технологий скрининга рака, - вы можете внести вклад в спасение сотен и тысяч людей в России и обеспечить помощь себе и своим близким, если в ней возникнет необходимость.