Что нужно знать о поликистозе почек

22.12.2022

Какие элементы помогают клеткам нашего организма общаться друг с другом — в том числе правильно очищать кровь и образовывать мочу? Как в почках появляются кисты и чем это опасно? Можно ли вылечиться от поликистоза почек и чем медицина может помочь людям с этим наследственным заболеванием? 

Вместе с информационно-просветительским гуманитарным проектом «12 месяцев», который ведут студенты и ординаторы кафедры патологической анатомии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, мы продолжаем серию материалов о редких (орфанных) генетических заболеваниях и жизни людей с ними.  

Читайте в декабре рассказ о поликистозе почек, с которым рождается 1-2 человека из тысячи, а также историю женщины, в семье которой уже в четвертом поколении встречается редкая болезнь. 



Что такое поликистоз почек и как с ним жить 

Поликистозная болезнь почек — это группа хронических наследственных заболеваний, которая характеризуется необратимым поражением почек, печени и даже поджелудочной железы.

В норме почки представляют собой систему трубочек и канальцев, образованных из специальных клеток — нефроцитов (nephros в переводе с латинского языка — почка). Эти клетки способны очищать кровь и формировать мочу.

Это своеобразный фильтр, который каждый день пропускает через себя «бочку» крови (до 200 литров) и очищает ее от токсических продуктов. При поликистозе в течение жизни тонкая архитектура почки меняется: она превращается в совокупность пузырей — кист, сформированных из клеток почечных канальцев.


В какой-то момент наступает критический для человека период, когда оставшиеся трубочки больше не могут справиться с нагрузкой. Нередко это происходит совершенно неожиданно из-за длительного «штиля» — позднего появления симптомов и диагностики.



Как в почках появляются кисты

Каждый кусочек нашего тела состоит из огромного числа клеток — мельчайших единиц, которые можно различить только под микроскопом. Но несмотря на свой размер, клетки крайне грамотные структуры. Они способны сами распределиться внутри организма и создать коллектив, где каждая из них займет нужное место и будет выполнять свою функцию. 

Делают они это за счёт сложных молекулярных взаимодействий друг с другом, в том числе с помощью цилий — ресничек на поверхности клетки. Можно провести аналогию с «антеннами» или усами кошек, с помощью которых эти животные, например, ориентируются в темноте. 


Цилии выступают своеобразным способом тактильной чувствительности для клеток, чтобы те могли правильно расположиться относительно друг друга. Эти «антенны-усы» улавливают малейшие изменения вокруг.


Каждая цилия — это комплекс сложных химических веществ, в которые входят в том числе и белки. В клетках почечных канальцев в центре внимания находится белок полицистин, который имеет две формы — полицистин-1 (РС1) и полицистин-2 (РС2). Оба полицистина, взаимодействуя друг с другом, образуют «антенну»-рецептор. Он улавливает направление потока жидкости — крови, которая фильтруется в почках и течет по канальцам, — и помогает клеткам занять правильное место внутри трубочки. 

У большинства людей эта система прекрасно функционирует в течение всей жизни. Но при поликистозе почек гены полицистинов PKD1 и PKD2 — то есть архив информации, где хранятся данные об одноименных белках, — мутируют. Часть сведений теряется, и клетка создает неправильный полицистин. В результате она начинает вести себя, как кошка без усов — биться об углы и теряться в пространстве. 


Ток жидкости больше не помогает клетке занять своё место в трубочке, она делится и образует пузыри — то есть кисты, которые под давлением этой же жидкости увеличиваются в размерах. 

Поликистоз почек3.jpg


Как наследуется и диагностируется поликистоз почек 

Известно еще как минимум 5 вариантов «поломанных» генов, в которых кодируется информация о различных белках клеточных «антенн». В зависимости от вида дефектного гена заболевание может наследоваться доминантно (если болезнь есть у одного из родителей, то вероятность передать ее ребенку составляет 50%, этот вариант называют еще «взрослым» типом) или рецессивно, то есть заболевание проявляется только в том случае, если ребенок унаследовал мутированный ген от обоих родителей.


Доминантная (взрослая) форма болезни стартует в 30-50 лет. Она характеризуется повышенным артериальным давлением, выделением белка и крови с мочой, болью и постоянными мочевыми инфекциями. У человека также развивается поликистоз печени и поджелудочной железы, поражаются сосуды головного мозга — их стенки растягиваются и истончаются, образуя аневризмы, могут сформироваться воздушные полости (кисты) в легких и пороки клапанов сердца.


Рецессивная форма встречается намного реже, но в этом случае симптомы появляются раньше, а болезнь протекает тяжелее, малыши — дети в первые три года жизни — могут погибнуть.

Примерно у 10% человек болезнь может развиться, даже если у родственников не было поликистоза почек — это происходит в результате спонтанной мутации, которую можно также передать детям.


Диагноз устанавливается в том случае, если УЗИ показало двустороннее увеличение почек с множеством кист и хотя бы один из родителей живет с поликистозом. Если среди родственников нет/не было людей с такой болезнью, то основной диагностический критерий — увеличение обеих почек и количество кист (не менее 2-3) в каждой из них. В неясных случаях помочь определиться с диагнозом может МРТ и генетическое тестирование.


До развития терминальной стадии симптомы обычно не яркие: повышенное артериальное давление, усталость. Обычно в молодом возрасте кисты становятся случайной находкой на УЗИ.


Чем опасен поликистоз почек 

Лишняя вода, токсические продукты и продукты обмена веществ выводятся почками с мочой. Когда они не могут работать как положено, их функцию частично берут на себя другие органы: кишечник, легкие и кожа начинают функционировать активнее. Но их старания все равно не могут предотвратить накопление токсинов. Поэтому через какое-то время организм отравляет сам себя. 

Поликистоз почек2.jpg

Сначала это выражается отсутствием аппетита, апатией и головными болями. Постепенно болезнь приводит к уремии (или «мочекровию») и влияет на центральную нервную систему.

Нельзя забывать, что почки вырабатывают ряд веществ и гормонов, которые регулируют функции организма:

  • ренин: он отвечает за артериальное давление, а в избыточном количестве приводит к его постоянному повышению;

  • эритропоэтин: он заставляет костный мозг вырабатывать красные кровяные тельца — эритроциты, которые доставляют кислород к тканям.

Кроме этого, в почках становится активным витамин D, который помогает организму усваивать кальций и, следовательно, контролирует формирование и прочность зубов и костей.


Можно ли вылечиться от поликистоза почек

До сих пор не найден способ, который бы «ремонтировал» поврежденные гены и устранял причины поликистоза. 


Терапия поликистоза почек направлена на устранение симптомов. Врачи могут лишь контролировать повышенное давление у человека, бороться с инфекциями, снимать боль и удалять кисты.


Поликистоз почек, как поезд со сломанными тормозами: мчится к конечной точке без остановок, а все лечебные мероприятия способны лишь снизить скорость его движения. И когда он достигнет станции «терминальная почечная недостаточность», единственным выходом будет заместительная терапия — прежде всего это гемодиализ (внепочечное очищение крови при помощи аппарата «искусственная почка», способного частично взять на себя утраченные функции) и трансплантация органа.

Поликистоз почек1.jpg

Список препаратов для лечения поликистоза почек, которые находятся на разных фазах клинических испытаний

Однако благодаря интенсивным исследованиям разрабатываются препараты, препятствующие прогрессированию заболевания. Один из них — Толваптан, одобренный FDA (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) в 2018 году. Он блокирует рецептор гормона, удерживающего воду внутри трубочек. Это снижает давление в кистах и предотвращает их дальнейший рост.

Но на этом исследователи не остановились: была разработана генная терапия для воздействия на микроРНК — химические вещества, которые внутри клеток контролируют считывание данных с различных генов, в том числе о полицистине. Некоторые из таких веществ подавляют активность этого гена, белка становится меньше или он начинает работать неправильно. 

Препарат RGLS8429, по данным ряда авторов, блокирует микроРНК 17 — молекула больше не воздействует на гены, белок полицистин создается в нормальном количестве, и за счёт этого снижается рост кисты. В октябре 2022 года завершилась первая фаза клинических испытаний этого препарата на животных.


Новые генные лекарства могут помочь вернуть клеткам «антенны», восстановить их ориентацию в пространстве.

Поликистоз почек 4.jpg


Где искать помощь

Пристально следят за этими исследованиями фонды и пациентские организации:  например фонд поликистозной болезни почек — Polycystic Kidney Disease Foundation

В России можно обратиться за помощью в профильную комиссию по нефрологии, а также в сообщество пациентов с поликистозом в социальной сети «Вконтакте».


Видео о поликистозе почек можно посмотреть здесь



«Долгое время я не видела счастливого сценария для себя»: история жизни с поликистозом почек 

Елена (имя изменено по просьбе героини) живет во Франции и преподает русский язык местным студентам. Она растит дочь и в свои 46 лет заново строит планы на будущее. Однако почти всю жизнь Елена жила в страхе перед своей редкой наследственной болезнью — поликистозом почек, ведь она стала причиной смерти мамы и бабушки. В 2021 году Елене диагностировали терминальную стадию почечной недостаточности и провели пересадку почки. 


«Своим бездействием я буквально хоронила свою жизнь»

В нашей семье есть мутантный ген, который ведет к почечной недостаточности. Моя прабабушка умерла в 52 года, бабушка — в 44, мама — в 46… У них у всех все закончилось одинаково, поэтому долгое время я не видела счастливого сценария для себя. 


Я вообще думала, что моя болезнь — это родовое проклятие, и искала информацию о том, в чем же виноваты мои предки. 


Оказалось, на четверть я волго-уральская татарка, а для меня образ татар был как в фильме Тарковского «Андрей Рублев» — скачут на лошадях и всех убивают. Мне казалось, что я расплачиваюсь за то, что они натворили. На тот момент у меня была в голове целая мифология, оправдывающая мою болезнь. Затем я узнала, что моя поврежденная 16 хромосома — восточно-европейская...  


На самом деле эта мутация не видит различий между нациями, она возникает и передается с одинаковой частотой независимо от пола, расы и этнической принадлежности.


Сейчас я начинаю понимать, что у меня затянулся процесс горевания, а своим бездействием я буквально хоронила свою жизнь.


«У меня так и не получилось до конца принять свою болезнь»

С самого детства мы с сестрами знали, что у нас в семье что-то не так. Подробностей родители особо не рассказывали. Все было очень туманно. 


Лет в 15 мама отвела нас со старшей сестрой на обследование, где мы узнали диагноз — поликистоз почек. Эти слова я очень быстро забыла, так как вообще не понимала, что это значит, да и к тому же чувствовала себя прекрасно.


Когда мне исполнилось 20, мама впала в кому из-за проблем с почками. Врачи говорили, что из-за отека мозга она, скорее всего, не очнется, однако, к счастью, она проснулась. Друзья сказали мне: «Нужно, чтобы мама срочно крестилась». Мама согласилась, хотя до того момента была неверующей. Не знаю, был ли выход мамы из комы чудом или нет, но с тех пор я стала ходить в церковь. Вера вселила в меня надежду, а молитвы стали чем-то вроде медитации.

Следующие 3 года я практически жила в больнице вместе с мамой. Это было очень сложное время. Мне приходилось совмещать учебу и уход за мамой. 


В конце концов нам объяснили, что единственным выходом может стать трансплантация почки. 


В то время транспланталогия не была так развита в России, как сейчас, найти донорскую почку было очень трудно, к тому же, по слухам, операция стоила баснословных денег. И мы были готовы на всё, однако после года на диализе врачи сказали: «Ее сосуды уже этого не выдержат». Вскоре мама умерла.


Только когда все это случилось, я наконец начала понимать, что моя жизнь и жизнь моих будущих детей под вопросом. 


Я осталась один на один с этой ситуацией без какой-либо психологической поддержки. Пыталась как-то осмыслить происходящее, но у меня так и не получилось до конца принять свою болезнь. 


«От рождения второго ребенка меня остановил возраст»

Мне казалось, что во мне есть какой-то скрытый дефект, который мешает мне полноценно жить. Все это влияло на мою самооценку и на отношения с парнями.  Моим сестрам было проще, они с самого начала заняли правильную позицию: посещали врачей и сдавали анализы. А вот мои походы в больницу приносили только стресс. 

Врач, к которому я попала в 2006 году, не объяснял и не рассказывал, что со мной происходит и зачем мне проверяться постоянно. 


Каждые полгода я сдавала анализы и слышала лишь: «Приходите через полгода». Легче мне не становилось: стены давили и постоянно напоминали о том, что каждую минуту здесь кто-то может умереть. 


Через год ходить к врачу я не стала, а затем и выпала из наблюдения на целых 10 лет. Внешне меня особо ничего не беспокоило, только усталость и повышенное давление.

Другим врачам в диагнозе я никогда не признавалась. Как будто бы если я сдамся и расскажу, то проиграю этот бой. 


Все истории об этой болезни вызывали у меня желание спрыгнуть с Эйфелевой башни… Поэтому я просто закидывала все мысли о диагнозе в глубокий ящик. 


Было трудно принять на себя ответственность и начать что-то решать. Лишь когда все стало совсем плохо, я решилась и «пошла к людям», стала искать в сети группы и форумы «единомышленников».

Затем я забеременела. Врачи говорили, что с моим заболеванием рожать не нужно. Но на самом деле осложнений беременности при поликистозе не больше, чем без него. От рождения же второго ребенка меня остановил возраст. 


В 35-36 лет мне было страшно рожать снова. Я отсчитывала время от возраста, в котором умерла мама: «Вот когда я умру, моему ребенку будет 13 лет. А второму?».


Мне казалось подлостью оставлять маленького ребенка одного. За моей спиной всегда стояла смерть.


«Вам нашли донора…»

В 2017 году мой гинеколог убедил меня сдать анализы. Креатинин был уже гораздо выше нормы, и мне пришлось пойти к нефрологу. Молодая женщина-врач смогла сразу расположить к себе. Вот что делает хорошее отношение к пациентам!

Со временем анализы совсем ухудшились. Стало понятно, что мои почки уже не справляются со своими функциями. 


«Поговорите с вашими родственниками или друзьями по поводу пересадки», — сказала врач. А как я могла? Мои родственники сами болеют, а у друзей я никак не могла такое попросить.


Средний срок ожидания почки во Франции с моей группой крови — чуть больше трех лет. Столько бы я не прожила, поэтому было решено начать гемодиализ. Мне сделали операцию и создали фистулу (порт, соединяющий артерию и вену, при помощи которого аппарат «искусственной почки» подключают к пациенту). 

Это случилось как раз в тот день, когда во Франции от коронавируса умер первый пациент. Началась пандемия и все перестало работать. Так я прождала 2 года. 


Гемодиализ все откладывался, два года я балансировала на краю. И вдруг в конце 2021 года, мне позвонили и сказали: «Вам нашли донора». 


С пересаженной почкой нужно принимать препараты, которые подавляют иммунитет. Это нужно для того, чтобы организм не отторгал чужие органы и не началось воспаление. К счастью, серьезных побочных эффектов у меня нет. Морально и физически вся моя жизнь изменилась. Ощущаю себя будто заново родившейся, заново молодой и полной энергии. 


Только после пересадки я осознала, что не стоит растрачивать свои годы на страдания, ведь другой жизни у меня уже не будет.



«Выиграть достойную нормальную жизнь сегодня — это возможно»

Поликистоз хорош тем, что он предсказуем: известно, что будет и когда примерно это случится. Когда вы к чему-то готовы, у вас гораздо больше шансов на правильный выбор. Как говорят древние, настрой — это врач болезни. И выиграть достойную нормальную жизнь сегодня — это возможно, тем более что медицина развивается.


Сейчас я пишу книгу о своей болезни. Надеюсь, что мой опыт и мои ошибки помогут людям вроде меня. Я хочу им сказать, что не нужно замыкаться в себе и бояться говорить. Не нужно опускать руки. 


Если тяжело, то надо найти психологическую помощь и поддержку. Обратиться к специалисту, который понимает в долгоиграющих неизлечимых болезнях. Нужно соблюдать рекомендации и регулярно проверяться. И когда дойдет до терминальной стадии (и пусть это случится как можно позже), будет время все обдумать и подготовиться.

У меня ещё много планов: сменить место работы, переехать, получить дополнительное образование. 


Я счастлива, что наконец-то у меня есть определенность и возможность строить свое будущее.


Огромное спасибо всем врачам, особенно трансплантологам и ученым, которые ищут решения в области биотехнологий, вы действительно возвращаете людям нормальную полноценную жизнь, ваш труд — бесценен.


Материал подготовили: Ирина Сорочану, Юрий Слепов, Михаил Мавликеев, Кристина Блицын, Виктория Рыжкова, Роман Деев



Другие материалы цикла «12 месяцев»: 

Поделиться с друзьями

Комментарии

Будьте первым, кто оставит комментарий к этой записи

Оставить комментарий

Комментарий появится здесь после прохождения модерации и будет виден всем посетителям сайта. Пожалуйста, не включайте в текст комментария ваши личные данные (полные ФИО, возраст, город, должность), по которым вас можно идентифицировать.

Другие статьи по теме
Новые материалы